Театральный и музыкальный критик, заместитель главного редактора журнала “Театральная афиша столицы” Ольга Романцова — о премьере в Студии театрального искусства
“Лавировать, маменька, надобно, лавировать”, — говорит Павел Гулячкин (Сергей Аброскин) в спектакле “Мандат” по пьесе Николая Эрдмана в постановке Сергея Женовача. Премьера состоялась накануне, 13 мая, в Студии театрального искусства накануне. Пьеса, написанная в 1924 году, звучит на редкость современно и смешно. Актеры играют текст Эрдмана психологически верно и точно, не добавляя излишних эмоций и ничего специально не “разыгрывая” и не “раскрашивая”, при этом каждая реплика попадает в цель, вызывая хохот и аплодисменты зрительного зала. Премьеру пришли посмотреть Евгений Петросян, актер Леонид Ярмольник, худрук театра “Мастерская Петра Фоменко” Евгений Каменькович и его супруга актриса Полина Кутепова, директор фестиваля “Золотая Маска” Мария Ревякина и другие актеры, режиссеры, педагоги ГИТИСа и театральные деятели.
В музейном хранилище
Герои “Мандата”, как и мы сейчас, живут в эпоху перемен — в начале 1920-х, когда Российская империя распалась и была установлена советская власть, которая еще не утвердилась окончательно. Люди среднего класса, обыватели пытаются разобраться, на какие ценности им теперь опираться, чтобы выжить и сохранить себя. Они, по замыслу режиссера Сергея Женовача и художника Александра Боровского, оказались в пространстве, похожем на хранилище картинной галереи или музея, где нет и намека на нелегкий постреволюционный быт. На подвижных высоких стендах собраны произведения мастеров разных эпох: здесь европейская живопись соседствует с русским авангардом, есть здесь и портрет Николая II, и его дочери Анастасии. Выдвинув или задвинув стенд, легко изменить место действия. Или в нужный момент повернуть картину “Верую, Господи, верую” оборотной стороной, предъявив портрет Карла Маркса. Главное, считает Гулячкин, подглядеть в дырочку, кто в этот момент стучится в дверь. В хранилище звучит нежная старинная музыка, но в его уютный мирок уже врывается лихая красноармейская песня.
В этом шатком, неустоявшемся мире, обыватели очень надеются, что прошлое вернется. “Да когда же настанет это старое время”, — сетует даже мать Гулячкина Надежда Петровна (Ольга Калашникова), практичная и привыкшая держать нос по ветру. И вот, ее кухарку Настю (Елизавета Кондакова), надевшую платье покойной императрицы Александры Федоровны, по ошибке принимают за великую княжну Анастасию Николаевну, дочь Николая II. Молодая, обаятельная актриса похожа на портрет Анастасии, к тому же в некоторых эпизодах прикрывается им. А обыватели ждут возвращения династии Романовых как чуда.
Неожиданные открытия
Сергей Женовач, который всегда уделяет большое внимание работе с текстом, перед началом репетиций “Мандата”, по обыкновению, стал изучать связанные с пьесой материалы: авторские варианты, черновики, сцены, не вошедшие в окончательную редакцию. И тут выяснилось, что опубликованный и известный нам сейчас текст “Мандата” — вариант, сделанный автором для театра Мейерхольда. Сидя на репетициях, Эрдман по просьбе режиссера и актеров что-то дописывал, менял или переставлял реплики местами. Но в авторском варианте и в черновиках “Мандат” выглядел иначе.