19 сезон в Студии театрального искусства получается экспериментом. Он объявлен как «Сезон учеников» – Сергей Женовач, ранее заботливо забирая выпускников своей мастерской в ГИТИСе в свой театр, теперь предоставляет возможность им ставить собственные спектакли. И первым результатом такого решения худрука является постановка Уланбека Баялиева по антинацистской пьесе Бертольда Брехта (подробнее про драматурга можете прочитать в нашей статье).
Говорим «Брехт» – ждем на сцене кабаре. Правда, эстетика кабаре проявляется скорее в костюмах персонажей, а трактир «У чаши» все же визуально соответствует оккупированной гитлеровцами Чехословакии. Сценография спектакля пластична и минималистична, единственная отличительная черта деревянных стоек – дырки от пуль, периодически ярко высвечиваемые прожекторами. Пулями будет пробита и трибуна диктатора, который также является персонажем пьесы. Спектакль начинается с фирменного брехтовского зонга, Гитлер (Сергей Аброскин) вопрошает у своих приспешников, а как же к нему относится «маленький человек в европейских странах»?
«Маленькие люди» по сюжету – это как раз постоянные посетители пражского трактира. Главным персонажем пьесы является Швейк, торговец собаками в Праге, заимствованный Брехтом у чешского писателя Ярослава Гашека. Играющий его Никита Исаченков и его приятели Балоун и Проказка в исполнении Александра Суворова и Александра Николаева одеты вовсе не в лохмотья, Швейк так вообще появляется на сцене в изящном белоснежном жилете, бабочке, длинном черном пальто и цилиндре, а от красного платья хозяйки трактира Анны Копецки (Татьяна Волкова) невозможно отвести взгляд. Однако красивая картинка и чарующий голос Анны не имеет ничего общего с реальными проблемами времени. Мясо невозможно купить даже на черном рынке, от чего очень страдает фотограф Балоун, сознающий, что готов пойти в гитлеровскую армию ради сытного солдатского пайка. А еще повсюду рыщут эсэсовцы и гестапо, в своем соревновании между ведомствами готовые сгноить человека в застенках за неосторожно сказанное слово.
Образ нацистов в спектакле решен не тривиально, хотя и не сказать, что такая трактовка не встречалась ранее. Любители собак, возможно, будут весьма огорчены таким сравнением с верным и преданным животным, но нацисты в спектакле представлены как визгливо воющая свора собак, послушно выполняющих приказы за косточку. Сразу вспоминаются известные карикатуры коллектива художников Кукрыниксы, где тоже многие нацистские персоналии изображались в виде собак. Однако ироничный взгляд не умаляет ужасов режима.
Гитлер кричит в оторванную телефонную трубку, в которую его никто не услышит. Сменив пальто на солдатскую форму, мобилизованный Швейк идет в снежной мгле, не зная дороги, не понимая цели. Где-то в прошлой жизни остались друзья, спасающиеся любовью в тяжелое время. Появляется Гитлер, Швейк свистит ему как собаке, пока тот отчаянно пытается найти направление. Но нет пути на север, восток, запад, юг. Есть только путь назад.
Источник: https://porusski.me/2024/02/16/%d0%b1%d1%80%d0%b5%d1%85%d1%82-%d1%88%d0%b2%d0%b5%d0%b9%d0%ba-%d0%b2%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b0%d1%8f-%d0%bc%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%8f/
вся пресса