Раз в сезон «Фонтанка» рассказывает о лучших московских премьерах, поскольку жизнь на две столицы — объективная реальность для всё большего числа деловых людей. В Москве, как и в Петербурге, театральная жизнь бьет ключом, и не стоит лишать себя удовольствия к ней приобщиться. Ниже — наш выбор лучших спектаклей московских театров с их краткими описаниями.
«Чехов. Вишневый сад. Нет слов» Сергея Женовача в СТИ, 18+
Выдающееся высказывание современного театра про жизнь на чемоданах и одиночество
Один из мэтров российской режиссуры Сергей Женовач, вернувшись из имперского МХТ в лабораторно-домашние условия собственной Студии театрального искусства, поставил со своим постоянным соавтором, художником Александром Боровским, один из лучших спектаклей в карьере.
Создатели обошлись не только минимумом слов, убрав из пьесы Чехова все реплики, которые в современных реалиях утратили смысл (просто в силу девальвации слова как такового), они упразднили и сам вишневый сад и даже милый старый дом, где выросли Раневская — Ольга Калашникова и Гаев — Алексей Вертков. Нет того дома, как нет России, которую мы потеряли. Нет — и говорить нечего.
Остались теперь только чемоданы. Их вносят в начале первого действия и уносят в конце спектакля. Чемоданы, как и судьбы, у людей разные, и одно другому соответствует. У Раневской — большой кофр, фактически переносной шкаф, в котором умещается (правда, весь, который имеется) роскошный гардероб. У Шарлотты — крошечный чемоданчик, в котором только реквизит для фокусов.
Но есть то, что роднит всех этих людей, — абсолютное, неизбывное одиночество: поговорить не с кем не только Шарлотте, но и Ане, потому что Петя только самодовольно философствует о светлом будущем, и Раневской, которой приходится плакать на плече Лопахина. Этого героя Иван Янковский (невероятно, но факт) полностью лишил обаяния, превратив в жалкого дельца, пытающегося режиссировать ситуацию, но с треском проваливающегося, несмотря на успехи в коммерции. Эмпатией тут отличается только Епиходов — Глеб Пускепалис, который послушно ждет, когда Дуняша выплачет все слезы по поводу отъезда своего скороспелого любовника Яши, и, чтобы не помешать, деликатно скрипит своими громкими сапогами.
Тут всё выстроено до звука. И щелчки механизма изящного портативного зеркальца, которое Раневская в ожидании известия о торгах то открывает, то закрывает, вы не забудете еще долго.
Источник: https://www.fontanka.ru/2025/05/15/75463157/
вся пресса