• ENG
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты


КУПИТЬ БИЛЕТ 📞

Март

пятница
Основная сцена
19:00
3М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
4Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
13:00
5Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
ОТМЕНА
вторник
Малая сцена
19:00
7В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
7А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
среда
Основная сцена
19:00
8С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
9Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
10В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
11ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
12ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
14А.Чехов
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
15А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
четверг
Малая сцена
19:00
16А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
пятница
Основная сцена
19:00
17М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
суббота
Основная сцена
19:00
18М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
воскресенье
фойе театра
14:00
19И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
19В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
21А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ОТМЕНА
среда
Малая сцена
19:00
22В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
ОТМЕНА
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
среда
фойе театра
19:00
22И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
23Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
24ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
25ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
26Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
28С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
29Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
30Ч.Диккенс
БИТВА ЖИЗНИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
31Н. Лесков
ЗАХУДАЛЫЙ РОДкупить билет

Апрель

суббота
Основная сцена
19:00
1М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
2ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
4А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
среда
фойе театра
19:00
5И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
6Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
7С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
8ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
13:00
9Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
11В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
12Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
четверг
Малая сцена
19:00
13В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
14Н. Лесков
ЗАХУДАЛЫЙ РОДкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
15А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
16Ч.Диккенс
БИТВА ЖИЗНИкупить билет
вторник
фойе театра
19:00
100-й спектакль
18И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
19С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
20А.Чехов
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
21М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
22М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
23ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
25А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
29Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
30В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
ВСЯ АФИША
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты

Пресса

Иные дороги права

14.03.2018 |журнал «Сцена»|Наталия Каминская

Иные дороги права

Кто был в Пушгорах, тот помнит. Но даже тот, кто не был, читает в декорации Александра Боровского этот образ пушкинского захолустья, эту буколическую тишину: два моста пересекаются крест- накрест; один идет из глубины сцены к рампе, где плещется мутная водица с охлаждающимися в ней бутылками; другой вдоль зеркала сцены нависает сверху, изгибая свою неширокую спинку. Литературные мостки. Дрожащие лесные переходы через затаившиеся водоемы. Место променадов для уездных барышень и далее для вездесущих советских туристов. Вот только фронтальный мост ведет в никуда, а перпендикулярный ему…. возможно, тоже. Да и крест, совершенно очевидный крест.

Играющий писателя Алиханова, пьющего горькую и зарабатывающего
копейки на пушкинских лекциях, артист Сергей Качанов ну совсем не
напоминает ни Алиханова, ни скрывающегося за ним самого Сергея
Довлатова. Не острослов, хотя острые реплики Сергей Женовач бережно
сохраняет. Не бонвиван, хотя стайки любительниц Пушкина так и вьются над
ним. Не ёрник, не terrible, хотя сюжетные линии довлатовского текста все тут
как тут. Наоборот, человек тихий, похожий вовсе не на блестящего
столичного, но на скромного провинциального интеллигента, из тех, что
рефлексируют совсем близко к почве, к дремучим лесным просторам, вдали
от богемных дел. Не молодой. Усталый. Придавленный не столько
алкоголем, сколько невыносимой ношей бытия. Качанов играет очень
сильно, но образ явно претерпевает активную театральную редакцию.
Первый акт выдержать трудно: Алиханов-Качанов сидит фронтально,
спустив бледные босые ноги в мутную водицу, и говорит, говорит. Смотрит
прямо в зал, почти все время один на один с публикой, и, как бы ни были его
слова остроумны и колки, сама долгая мизансцена, сам тон и выражение его
глаз тянут не на смех, а в вязкий омут.

Во втором акте вступает в свои права театральность. Акварельная, как это
водится у Женовача. Но одновременно и мрачноватая, саркастичная, как это
в последнее время тоже у него водится. На верхние мостки выпархивают стайкой и поодиночке жрицы пушкинских пенат, экскурсоводши, заведующие, пылкие почитательниц поэта. Они читают из Александра Сергеевича все одни только затертые до дыр школьными уроками литературы стихи. Но это их чтение, наивное и выспреннее, разнообразно по оттенкам. Возникают даже наметки на характеры и судьбы. Порой наяды сбиваются в нежные стайки и распевают столь же хрестоматийные стихи в слаженном, похожем на хоральное, многоголосье. А Алиханов, имеющий собственный взгляд на Пушкина, читает в финале «Из Пиндемонти»: «Все это, видите ль, слова, слова, слова . Иные, лучшие, мне дороги права…».

Слова, слова, слова, написанные Довлатовым и сбереженные режиссером в
его длительном по времени спектакле, едва не вступают в конфликт с
атмосферой сценического повествования. Ведь тексты острого, искушенного
пересмешника произносит со сцены человек, скорее простодушный и
склонный к тишине. Ведь сцена его последнего свидания с отъезжающей на
«пмж» за границу женой (Екатерина Васильева), одна из сильнейших в
спектакле, нежна и чувственна, почти что мелодрама. А другая сильнейшая
сцена – разговор с гэбэшником (Никита Исаченков), надевшим здесь
милицейские погоны, – становится мрачным, беспощадным диагнозом и
времени, и его хозяевам.

Впрочем, конечно же, весь строй спектакля есть диагноз. И безвременью, в
котором увяз и которое с убийственной иронией описал Сергей Довлатов. И
сегодняшнему внутреннему ощущению мыслящего российского человека.
Пушкинское убеждение «иные, лучшие, мне дороги права…» принципиально
важно и для самого режиссера Женовача, который уже несколько лет, весьма
последовательно и, вместе с тем, весьма субъективно трактует лучшие
произведения советской литературы. Началось с Венички Ерофеева.
Продолжилось в «Записках покойника», «Самоубийце», «Мастере и
Маргарите» и вышло на новый уровень в «Заповеднике». Казалось бы,
парадокс: режиссер принципиально не переписывает текст, сохраняет его
практически во всем объеме. «Буква» Булгакова и Ерофеева, Эрдмана и
Довлатова, таким образом, у него неприкосновенна. Зато «дух» гуляет там,
где хочет этого сам режиссер. Замечу сразу, что крупный художник Сергей
Женовач имеет на это «гуляние» полное, дорого оплаченное и длительно
выстраданное право.

В текстах Булгакова и Ерофеева, Эрдмана, а теперь и Довлатова режиссер
вычитывает почти экзистенциальное ощущение неприкаянности
индивидуума в окружающем его мире. Разумеется, в первую очередь в мире
отечественных реалий. Не склонный к прямым социальным высказываниям
Женовач не выносит им приговоров, но, на глубинном и тончайшем
сенсорном уровне он чувствует социальную беду и так же тонко и глубоко
транслирует ее в зал. Его Максудов и Мастер, Веничка и Алиханов конечно
же передают лишенный кислорода воздух и постреволюционных лет, и годов застойных, 70-х. Сама атмосфера «Заповедника» с ее долгими крупными и прямыми актерскими планами, с тягучей разговорностью и замусоренной окурками стоячей речной водой реконструирует эту «легочную недостаточность», имеющую обыкновение к нам возвращаться. И вот уже пришедший на премьеру политик либерального толка темпераментно трактует постановку как приговор российскому обществу, травящему все яркое и живое – Пушкина, и Довлатова. А носитель консервативных взглядов, напротив, списывает мрачное мироощущение исключительно на пагубное влияние алкоголизма.

Между тем, «Заповедник» в Студии театрального искусства» – это сильное и
глубоко личное высказывание не только о конкретных временах и режимах.
Это мучительное, лишенное детского оптимизма размышление об участи
талантливого и мыслящего человека в мире, где по обыкновению хорошо
только неталантливым и немыслящим. Вот и посмертные маски Пушкина, во
множестве зависшие на веревочках в финале спектакля, о том же. Ну, кто ж у
нас не отбарабанит наизусть «Мороз и солнце, день чудесный!»? Это ведь
умеет даже тот, кто пришел к тебе домой и взял с тебя подписку о невыезде.

вся пресса

ПРЕССА

АДРЕС: Москва, ул. Станиславского, 21, стр.7
ТЕЛЕФОН КАССЫ: +7 (495) 646 74 59


Наши партнеры:

Информационный спонсор Business FM Информационный спонсор Seasons Project Информационный спонсор Вокруг ТВ