Шрифт: Размер: Цвет:

главная страница

Студия Театрального Искусства

художественный руководитель:

Сергей Женовач

группа в телеграм группа в ВК
  • ENG
поиск
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты


КУПИТЬ БИЛЕТ 📞

Май

суббота
Малая сцена
19:00
3ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
воскресенье
Малая сцена
19:00
4ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
вторник
фойе театра
19:00
13И. Бродский
ШЕСТВИЕ
среда
Основная сцена
19:00
14С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИК
четверг
Основная сцена
19:00
15ПРЕМЬЕРА
ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
пятница
Основная сцена
19:00
16М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТА
суббота
Малая сцена
14:00
17ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
суббота
Основная сцена
19:00
17Н.Гоголь
ИГРОКИ
воскресенье
Малая сцена
14:00
18ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
воскресенье
Основная сцена
19:00
18Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-С
вторник
Основная сцена
19:00
20М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА
среда
Основная сцена
19:00
21ПРЕМЬЕРА
ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
четверг
Основная сцена
19:00
22Н. Эрдман
МАНДАТ
пятница
Основная сцена
19:00

23В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИ

Июнь

воскресенье
Основная сцена
19:00
1Спектакль будет объявлен дополнительно
вторник
Основная сцена
19:00
3Спектакль будет объявлен дополнительно
среда
Малая сцена
19:00
4Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
четверг
Основная сцена
19:00
5Н. Эрдман
МАНДАТ
пятница
Основная сцена
19:00
В рамках Между­народного театрального фестиваля им. А.П. Чехова
6ПРЕМЬЕРА
ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
суббота
Малая сцена
14:00
7Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
суббота
Основная сцена
19:00
7М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА
воскресенье
Малая сцена
14:00
8А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
вторник
Театр Комедiя
Нижний Новгород
10ГАСТРОЛИ
Н. Эрдман
МAНДАТ
четверг
Основная сцена
19:00
12Спектакль будет объявлен дополнительно
пятница
Малая сцена
14:00
13А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
пятница
Основная сцена
19:00
13В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИ
суббота
Основная сцена
13:00
14Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДО
воскресенье
фойе театра
14:00
15И. Бродский
ШЕСТВИЕ
воскресенье
Основная сцена
19:00
15А.Чехов ТРИ СЕСТРЫ
вторник
Основная сцена
19:00
17Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-С
среда
Основная сцена
19:00
18М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТА
четверг
Основная сцена
19:00
19БРЕХТ. ШВЕЙК. ВТОРАЯ МИРОВАЯ
пятница
Основная сцена
19:00
20Н.Эрдман
САМОУБИЙЦА
суббота
Основная сцена
19:00
21Н.Гоголь
ИГРОКИ
воскресенье
Малая сцена
14:00
22Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
воскресенье
Основная цена
19:00
22Спектакль будет объявлен дополнительно
вторник
Основная сцена
19:00
24Е-ЕЕ-ЕЕ!
театр «Старый дом» (г. Новосибирск)
БИЛЕТЫ
ПРОДАНЫ
среда
Основная сцена
19:00
25Е-ЕЕ-ЕЕ!
театр «Старый дом» (г. Новосибирск)
БИЛЕТЫ
ПРОДАНЫ
четверг
Основная сцена
19:00
26Е-ЕЕ-ЕЕ!
театр «Старый дом» (г. Новосибирск)
БИЛЕТЫ
ПРОДАНЫ
пятница
Основная сцена
19:00
27С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИК
суббота
фойе театра
14:00
28И. Бродский
ШЕСТВИЕ
суббота
Основная сцена
19:00
28Д. Хармс
СТАРУХА
воскресенье
Основная сцена
19:00
Закрытие XX сезона
29Н. Эрдман
МАНДАТ
ВСЯ АФИША
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты

Пресса

Как вы относитесь к покойникам

14.10.2020 | Вадим Рутковский | Coolconnections.ru

Как вы относитесь к покойникам

Сергей Женовач поставил в «Студии театрального искусства» «Старуху» – так, как прежде Даниила Хармса никто не ставил

В спектакле, жанр которого можно легко определить «чёрной комедией», есть – согласно тексту – и разлетающиеся по сцене вставные челюсти, и сюрные часы без стрелок, и утрамбовка трупа в чемодан. Но в абсурдистской повести Женовач находит лирику и мудрость, рефлексию творчества и молитву.

Не спешите в зал – я совершил ошибку, покинув фойе с первым звонком; знал ведь, что театр Сергея Женовача всегда начинается с вешалки, то есть, буквально, на входе, но вот поторопился. И пропустил поэтическое предисловие, в котором Сергей Пирняк и Нодар Сирадзе проникают в фойе через окно и читают стихи Хармса. Заканчивая, как рассказали те, кто не спешил, каноническим «Из дома вышел человек». «И вот однажды на заре вошёл он в темный лес. И с той поры, и с той поры, и с той поры исчез». С другой стороны, не услышал, и ладно: про человека кто только ни цитировал, проекция этого текста на судьбу самого Хармса, «исчезнувшего», умершего в блокаду от голода в тюремной психиатрической больнице, стала общим местом. В самом же спектакле общих мест нет.

Пролог под озорную тапёрскую музычку – немая клоунада, родившаяся из коротенького рассказа про вываливающихся старух, своего рода, хармсовской разминки перед большой «Старухой»: «Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась. Из окна высунулась другая старуха…»; ну да вы, наверное, помните. Постоянный соавтор Женовача, художник Александр Боровский построил подвижную деревянную конструкцию с дверками-створками и оконцами, которые могут и уютно светиться, и тоскливо чернеть.

К зияющему проёму шаркают, хромая и подволакивая дряхлые ноги, бабки в чёрном, старые неуклюжие вороны.  Играют их молодые артисты, которым нипочём кувырок через подоконник. Это, пожалуй, единственный откровенно фарсовый эпизод спектакля, далёкого от привычных постановок по Хармсу – с акцентом на абсурдность происходящего или, как в версии Фёдора Павлова-Андреевича, превратившего «Старуху» в живую скульптуру Степаниды Борисовой «СтарухЫ», на тёмный мистицизм.

Вся эксцентрика, все странности – исключительно театральной природы.  Три действующих лица – Он, Она и, собственно, Старуха – и пятнадцать актёров! Каждый персонаж удостаивается хорового исполнения, из-за чего проза звучит музыкально, а спектакль неожиданно напоминает «Записные книжки» по Чехову: многоголосьем, монтажом разных текстов Хармса (в повесть «Старуха» метко встроены небольшие фрагменты из других произведений, включая записные книжки), коллажем сцен, не скованных строгой фабулой, комическим кавардаком, оборачивающимся диалогом о Боге (и с Богом).

Он, которого играют восемь артистов, – определённо, писатель-художник, что было бы понятно и без слов, которыми молодой человек признаётся в творческом кризисе; понятно по внешнему виду – в белых мокасинах, лёгких парусиновых брюках, белой рубашке и вязаной «маминой» кофте песочного цвета. Она, которая появится в жизни героя после похода в магазин за ветчиной и хлебом, будет в светлом платьице-матроске; я так подробно останавливаюсь на костюмах не только потому, что за ними – акварельный эскиз раннесоветской эпохи и узнаваемые ретро-портреты: богемного обитателя писательского посёлка (или ленинградской коммуналки, где он чужой среди чужих) и девушки-виденья, порхающей даже с авоськой в руках. Цветовая гамма, текстура и фактура – летние, солнечные; Женовач словно не замечает бытовой ужас, разлитый в смешном, но не весёлом Хармсе.

Открыв наугад, натыкаюсь, например, на такой фрагмент: «Я вошел в домовую контору. На столе сидела низкорослая, грязная, курносая, кривая и белобрысая девка и, глядясь в ручное зеркальце, мазала себе помадой губы. – А где же управдом? – спросил я. Девка молчала, продолжая мазать губы. (…) Я вышел на улицу. По противоположной стороне шел инвалид на механической ноге и громко стучал своей ногой и палкой. Шесть мальчишек бежало за инвалидом, передразнивая его походку». Вот всего этого – резких голосов и курносости – в спектакле нет;
спектакль красив, и красив он именно летней ускользающей красотой прошлого.
Это удивляет – история-то про то, как к писателю, мучительно выжимающему из себя непременно гениальный текст («Чудотворец был высокого роста» – дальше не идёт), вваливается гнусная старуха, мучает его и умирает, но не до конца, оставаясь в состоянии «беспокойника» – живого трупа.

И это убеждает.
Конечно, замечает Женовач весь разлитый в повести ужас, но не форсирует его, используя другие приёмы.И другие тексты: в инсценировку «Старухи» встроен, например, коротенький набросок из хармсовских дневников: «Когда сон бежит от человека, и человек лежит на кровати, глупо вытянув ноги, а рядом на столике тикают часы, и сон бежит от часов, тогда человеку кажется, что перед ним распахивается огромное чёрное окно, и в это окно должна вылететь его тонкая серенькая человеческая душа, а безжизненное тело останется лежать на кровати, глупо вытянув ноги, и часы прозвенят своим тихим звоном: «Вот ещё один человек уснул», и в этот миг захлопнется огромное и совершенно чёрное окно». Про окна в декорации Боровского я не просто так обмолвился.

Женовач ставит этот ансамблевый, быстрый, переливающийся интонациями спектакль, где внятность слова едина с пластикой коллективного актёрского тела, про художника и время. Время не в смысле конкретной эпохи, но глобально, в смысле часов, отпущенных для земной жизни.
Вырывает эти часы из цепких лап старухи-«падали», отдаёт молодым;
не скорбит о быстротечности, предпочитает слезам смех – над всем, что смешило и Хармса, от жажды гениальности до непотребной физиологии. Здоровый смех; знаем, знаем, как всё закончится, «гибель уха – глухота». Но, как в том же «Столкновении дуба с мудрецом», цитата из которого завершает спектакль (и жизнь), «Все это человек выслушал и все же при своем остался. Поплакал чуть. Слезинку высушил и молотком вверху болтался».

Источник:https://www.coolconnections.ru/ru/blog/posts/Kak-vy-otnosites-k-pokojnikam?fbclid=IwAR1awqUZvhGrMK3W6VDwiyIjaxbWYkOq3BzrV1OhSFXUnsDCkdhzmH6pAno

вся пресса

ПРЕССА

АДРЕС: Москва, ул. Станиславского, 21, стр.7
ТЕЛЕФОН КАССЫ: +7 (495) 646 74 59
Министерство Культуры
Культура.РФ
ЗНАНИЕ.ТЕАТР

Диктант Победы Диктант Победы

Наши партнеры:

Информационный партнер Business FM Информационный партнер Seasons Project Информационный партнер Вокруг ТВ
Ахмад Бейкер Хаус Раменский кондитер
Информационный партнер Капитал