Как ни крути, когда даже очень хорошие режиссеры работают в своем пространстве и со своими актерами с максимальным кредитом доверия и любви к мастеру, то успех в любом случае неминуем. Сергей Женовач возвращается в максимально для себя комфортное место Студию Театрального Искусства организованную как его режиссерский театр, рискует ,ставит все практически на зеро, так как берет в работу одну из самых известных пьес классического театрального репертуара и одну из главных в русской литературе и выигрывает.
Как один из главных учеников великого Петра Фоменко прекрасно понимает, что текст Гоголя более чем самодостаточен и похоже навсегда для России останется актуален в нем изначально уже имеется острота и радикальность, не производит с ним никаких экспериментов, дополнений, отсебятины и подмены смыслов в педалировании каких то моментов, когда можно дешево манипулировать зрительской аудиторией, ставит его практически полностью, за исключением одной сцены, которая не вписывается в сценографический концепт. А вот подача материала весьма концептуальная. В театре на Покровке был, уже легендарный, вариант пьесы Сергея Арцибашева в финале которого немая сцена была не только немая, но и голая, маски и одежды сорваны все герои предстают в своем первозданном виде, труппа включая режиссера играющего Городничего полностью раздевались, по тем временам это было более чем эпатажно. Сергей Женовач пошел еще дальше, действие пьесы у него происходит в помещении объединяющее русскую парную и римские термы, где происходят в России все важные мужские доверительные встречи, конечно же в бане, равно как и собрание аристократов в древнем Риме. Баня символ очищения, совместное посещение бани первый шаг к обоюдному доверию, не зря же в русских сказках путники зашедшие к нечистой силе с сомнительными перспективами на выживание, требовали баньку истопи ,а потом разговоры будут и это срабатывало ,после посещения ты практически становишься своим, домашним, правда в некоторых случаях чистого тебя и сожрать приятней. В первом акте Сергей Васильевич использует символ бани, как вариант чистилища, все герои максимально открыты, как телесно, так и в исповеди своих грехов. Во второй скрывать уже нечего, остается чувство уверенности и безопасности, расслабляешься и открыт к озвучиванию своих самых потаенных мечтаний, в итоге русская комедия превращается в трагедию уровня Шекспировской римской драматургии, городничий становится чуть ли не Юлием Цезарем.Хлестаков у Женовача не пустой туповатый парень, а достаточно жесткий со своим пусть и своеобразным умом, они с городничим по сути очень похожи и тот и другой “люди системы” системы российского беспринципного зла. У них и мечты одинаковые и способы получения желаемого ,через ложь и приспособляемость к обстоятельствам, принцип если что то само идет в руки то почему этим не воспользоваться. Поэтому Хлестакову в спектакле не надо ничего про себя было придумывать,все за него озвучили сами чиновники,он для героев уездного города свой и с ним все ясно,другим он быть не может,если как они думают стоит на вершине пищевой цепи. И он не морок,он бог, живое воплощение сбывшейся мечты всех.В финале вроде круг замыкается зло как бы наказано,но повторение первой сцены говорит о том,что ничего в дальнейшей жизни не меняется и не поменяется, все и вся останутся на своих местах,система работает,и вновь и вновь будет продолжено,зло вечно.Несмотря на просьбы,часть приглашенных на прогоны выложили фото спектакля,которые вне контекста спровоцировали уже стандартные нездоровые комменты не смотревших,как так можно в очередной раз издеваться над классикой.Претензии в данном случае совершенно необоснованы,более бережного отношения к тексту и смыслу можно ждать только от Малого театра, тут фактически тот же самый Малый театр,но без трусов, это никак не влияет на пьесу.Кого коробит тотальная обнаженка,можно закрыть глаза и слушать как идеальный радиоспектакль,мало кто может так доносить до зрителя и слушателя текст,как ученики Фоменко и Женовача.Кто этого не боится,сможет оценить сложнейшую тонкую работу актеров театра,поставленных в неординарные, сложнейшие физические и моральные условия существования на сцене,опять же высшая степень безграничного доверия к мастеру,режиссерскую тонкость в работе с деталями и текстом.Итог прекрасная постановка с обоснованными моментами разумной эпатажности.Жаль что недоступен для школьников и подростков до 18 лет, не любящих читать.Хотя кто их остановит,если пойдут с умными родителями.
Пресса
“Лабардан-с” в СТИ
26.10.2022 |Станислав Соколов| блог