Шрифт: Размер: Цвет:

главная страница

Студия Театрального Искусства

художественный руководитель:

Сергей Женовач

группа в телеграм группа в ВК
  • ENG
поиск
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты


КУПИТЬ БИЛЕТ 📞

Май

суббота
Малая сцена
19:00
3ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
воскресенье
Малая сцена
19:00
4ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
вторник
фойе театра
19:00
13И. Бродский
ШЕСТВИЕ
среда
Основная сцена
19:00
14С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИК
четверг
Основная сцена
19:00
15ПРЕМЬЕРА
ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
пятница
Основная сцена
19:00
16М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТА
суббота
Малая сцена
14:00
17ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
суббота
Основная сцена
19:00
17Н.Гоголь
ИГРОКИ
воскресенье
Малая сцена
14:00
18ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
воскресенье
Основная сцена
19:00
18Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-С
вторник
Основная сцена
19:00
20М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА
среда
Основная сцена
19:00
21ПРЕМЬЕРА
ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
четверг
Основная сцена
19:00
22Н. Эрдман
МАНДАТ
пятница
Основная сцена
19:00

23В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИ

Июнь

воскресенье
Основная сцена
19:00
1Спектакль будет объявлен дополнительно
вторник
Основная сцена
19:00
3Спектакль будет объявлен дополнительно
среда
Малая сцена
19:00
4Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
четверг
Основная сцена
19:00
5Н. Эрдман
МАНДАТ
пятница
Основная сцена
19:00
В рамках Между­народного театрального фестиваля им. А.П. Чехова
6ПРЕМЬЕРА
ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
суббота
Малая сцена
14:00
7Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
суббота
Основная сцена
19:00
7М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА
воскресенье
Малая сцена
14:00
8А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
вторник
Театр Комедiя
Нижний Новгород
10ГАСТРОЛИ
Н. Эрдман
МAНДАТ
четверг
Основная сцена
19:00
12Спектакль будет объявлен дополнительно
пятница
Малая сцена
14:00
13А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
пятница
Основная сцена
19:00
13В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИ
суббота
Основная сцена
13:00
14Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДО
воскресенье
фойе театра
14:00
15И. Бродский
ШЕСТВИЕ
воскресенье
Основная сцена
19:00
15А.Чехов ТРИ СЕСТРЫ
вторник
Основная сцена
19:00
17Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-С
среда
Основная сцена
19:00
18М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТА
четверг
Основная сцена
19:00
19БРЕХТ. ШВЕЙК. ВТОРАЯ МИРОВАЯ
пятница
Основная сцена
19:00
20Н.Эрдман
САМОУБИЙЦА
суббота
Основная сцена
19:00
21Н.Гоголь
ИГРОКИ
воскресенье
Малая сцена
14:00
22Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
воскресенье
Основная цена
19:00
22Спектакль будет объявлен дополнительно
вторник
Основная сцена
19:00
24Е-ЕЕ-ЕЕ!
театр «Старый дом» (г. Новосибирск)
БИЛЕТЫ
ПРОДАНЫ
среда
Основная сцена
19:00
25Е-ЕЕ-ЕЕ!
театр «Старый дом» (г. Новосибирск)
БИЛЕТЫ
ПРОДАНЫ
четверг
Основная сцена
19:00
26Е-ЕЕ-ЕЕ!
театр «Старый дом» (г. Новосибирск)
БИЛЕТЫ
ПРОДАНЫ
пятница
Основная сцена
19:00
27С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИК
суббота
фойе театра
14:00
28И. Бродский
ШЕСТВИЕ
суббота
Основная сцена
19:00
28Д. Хармс
СТАРУХА
воскресенье
Основная сцена
19:00
Закрытие XX сезона
29Н. Эрдман
МАНДАТ
ВСЯ АФИША
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты

Пресса

Много не говори!

1.11. 2024 |Наталия Каминская| Петербургский театральный журнал

Много не говори!

Вот это «нет слов» по моим давним подозре­ниям рано иди поздно должно было случиться. Именно не у режиссеров, тяготеющих к постдраматическому театру, и не у сторонников активной актуализации классики, где и переписывание тек­ста, и даже полное его отсутствие в спектакле — вещи предсказуемые, естественные. Но именно у Сергея Женовача, за которым прочно закрепи­лась репутация режиссера, благоговейно отно­сящегося к авторскому тексту и, соответственно, к подробному актерскому разбору каждой его за­пятой. Женовач, обращаясь к классике, не сдви­гает эпохи, не переодевает вместе с художником Александром Боровским героев старой пьесы в современные костюмы. Так откуда же, спраши­вается, эти мои давние подозрения?

Оглядываюсь на его спектакли последних лет. В «Трех сестрах» СТИ герои протискива­ются сквозь плотный частокол «классических» берез и иронически принимают «старомхатов­ские» позы. В «Мастере и Маргарите» все дей­ствие булгаковского романа переносится в кли­нику Стравинского и все его герои — либо па­циенты, либо работники психушки. В «Записках покойника» умопомрачительно смешная сцена репетиции у Ивана Васильевича превращается в откровенное очковтирательство и шаманство, а приснопамятная присказка К. С. Станислав­ского «не верю!» выглядит жестокой и глумли­вой причудой основоположника. Наконец, в спек­такле «Лабардан-с» по «Ревизору» действие раз­ворачивается в роскошной и вполне современной бане, а герои… нет, не переодеты, но попросту раздеты поч­ти что донага… Короче го­воря, записанный критика­ми по привычке в надежные традиционалисты режиссер на самом-то деле давно уже подвергает метод, в котором и воспитан, и долгое время работал, жесткой, даже от­чаянной рефлексии. Перед нами уже другой театр Женовача — с окрепшим режиссерским желанием поставить не «как на­писано», но как самому слышится сегодня и сей­час; с зонами экзистенциальной растерянности и коммуникативной глухоты. Так что желание из­бавиться от потока классических слов, изрядно обесцененных от слишком долгого и слишком обильного сценического употребления, должно было рано или поздно режиссера посетить. Ну, вот оно и пришло.

Женовач крошит текст чеховской пьесы бук­вально в салат. Сохраняя общий каркас сюжета, безжалостно купирует одни куски, а другие раз­бавляет «отсебятиной» или обрывает на полусло­ве. Его постоянный соавтор сценограф Александр Боровский отказывается от декорации — сце­на совершенно пуста, видны ее приспособления, и есть лишь боковое окно, в которое, когда его распахивает Раневская, вливается ослепитель­ный «солнечный» свет. Вся эта история, лишенная многих текстовых подробностей и даже целых эпизо­дов, предстает как будто в разреженном, вневремен­ном и внелокационном пространстве. И вот обнажа­ется основной сюжетный стержень — предстоящие торги по продаже вишневого сада, о которых все с са­мого начала знают, но никто, кроме Лопахина, не же­лает ни слышать, ни тем более дать себе труд осознать и что-то предпринять. То есть эти люди ходят, пьют чай и носят свои пиджаки в месте-призраке, на терри­тории, которой, считайте, уже нет. Лопахин, которого играет Иван Янковский, без конца напоминает семей­ству Раневской (Ольга Калашникова) о неизбежности продажи, озвучивает сумму выгоды и рисует мелом на полу план разделения территории на дачные участки. Он явно гордится своей идеей и своей предприимчи­востью, но всякий раз остается на сцене один — все удаляются, не хотят слушать. И еще вопрос, почему они это делают? Противен ли им пошлый лопахин- ский проект, или они просто исключительно непри­годны ни к какому реальному решению или действию. Главная и сквозная мизансцена спектакля — ожида­ние, фронтальное и молчаливое сидение героев у са­мой рампы, долгие паузы тишины. Так сидят и мол­чат, глядя в зал, когда ожидают приезда парижской барыни. Так застывают в неподвижности в ожидании окончания торгов и возвращения Гаева, и только Лю­бовь Андреевна бесконечно щелкает крышкой своей изящной пудреницы — словно часы отсчитывают вре­мя. Или это нервный тик?

Эти зоны молчания, впрямую отвечающие назва­нию спектакля («нет слов»), — дело рискованное. Зрителю надо суметь в них втянуться, ощутить зве­нящую пустоту, прочувствовать не только само это вязкое и беспомощное состояние обреченного ожида­ния, но и заключенную в нем тонкую метафору общей бессмысленности нашего сегодняшнего многосло­вия, а также упований на торжество разумных истин. Однако Женовач с Боровским рискуют не в первый раз — так было и когда последовательно, из спектакля в спектакль они отсекали глуби­ну сцены, поручая артистам суще­ствовать на узкой полоске просце­ниума, и когда погружали раздетых гоголевских героев в банные воды. Артисты СТИ справлялись тог­да, справляются и сейчас. На мой же взгляд, эти долгие молчаливые стоп-кадры — лучшие сцены спек­такля, в них проступает в том чис­ле и очевидное экзистенциальное начало последней чеховской пьесы.

Однако слова в спектакле все же остаются, и их немало. Думаю, что бы вышло, если бы они вообще не звучали со сцены? Возможно ли было театру сделать такой, еще бо­лее радикальный ход? Ведь остав­шиеся от пьесы реплики, похоже, служат здесь лишь для продвиже­ния сюжета, для прояснения ситуа­ций и взаимоотношений между пер­сонажами. Основная же нагрузка все равно лежит на умении артистов без словесных подпорок, при помо­щи точного «присвоения» характе­ра и такого же точного его пласти­ческого обозначения существовать в образах.

Вот, к примеру, Епиходов в испол­нении Глеба Пускепалиса. Он здесь не падает и не спотыкается, нет на сцене решительно никакой чапли- ниады у персонажа с прозвищем «22 несчастья», но сам облик этого круп­ного, тяжелого, какого-то «телячье­го» человека точнейшим образом передает комическую и одновре­менно печальную епиходовскую не­лепость. Гаева играет Алексей Верт- ков, у которого и слов-то почти нет. Но этот мягкий, солидный мужчи­на и без «многоуважаемого шкафа» абсолютно ясен — избалован, изне­жен, пребывает вне времени и про­странства. Недотепа, одним словом. Петя Трофимов — Александр Мед­ведев тоже немногословен, но успе­вает взгромоздиться на чемодан, встать в позу, и сама эта его худо­щавая фигура в шинельке, и очевид­ное позерство говорят нам больше, нежели монологи о «новой жизни». Вот и молодой, жесткий, фальши­во деловитый Лопахин-Янковский ясен без слов, он победно погляды­вает на свои чертежи, без конца за­стегивает на все пуговицы пиджак и повязывает шарф, он закомплек­сован и поэтому ужасно сам себе нравится. А Яша — Вячеслав Евлантьев упитан и розовощек, ходит уверенно, шампанское пьет с жадностью плебея.

Россыпь деталей поведения, искусством которых отлич­но владеют артисты СТИ, да и сам Женовач, как известно, на них мастер, составляют вместе с зонами молчаливого ожида­ния главное, повторюсь, достоинство этого спектакля. Слова же порой только мешают. Дважды через зал проходит мрач­ный отряд бессловесных рабочих. Они сначала выносят на сце­ну немыслимое количество разновеликих чемоданов, в основ­ном с огромным парижским гардеробом Любови Андреевны, а потом — как говорится, «с вещами на выход». Эти вставные эпизоды откровенно смешны, но слышится в них и что-то даже зловещее, вспоминается то чужак-прохожий, которому в пьесе непрактичная Раневская отдала последние деньги, а то и «звук лопнувшей струны».

И снова, как это бывало у Женовача не раз, в спектакль ис­подволь входит тема самого театра, исчерпанности его при­емов, истрепанности его языка, очередного разлома обще­ственных и эстетических времен, застрять в котором опасает­ся каждый серьезный художник. И эту тему ведет, представьте, Фирс — едва ли не самое важное и, как это ни парадоксаль­но звучит, самое здесь живое действующее лицо. Фирса отлич­но играет приглашенный артист Юрий Горин. Старик, опираю­щийся на палку и с трудом передвигающий ноги, еще до начала действия подглядывает в щель занавеса, а дальше привычным движением раздвигает его, всматривается подслеповатым взо­ром в складки и снимает с них невидимый сор. У этого Фирса хорошо, по-старинному поставлен актерский голос, но гово­рит он тоже мало. Зато по-хозяйски шаркает туда-сюда, под­носит хозяевам чай-кофе или пальто. В финале он же занавес и закроет. Тогда вместо острой жалости к забытому в заколо­ченном доме старому верному псу у тебя внезапно возника­ют совершенно иные ассоциации и догадки. При своих негну- щихся коленках и шаткой походке этот Фирс единственный из всех здесь присутствующих твердо стоит на ногах, знает свои функции и осознает незыблемость собственного мироздания. Все остальные же — болтаются в воздухе. Несмотря на дрях­лость, он здесь самый осмысленный, другие больше похожи на призраков. Однако дьявольская ирония ситуации заключает­ся в том, что тот мир, в котором Фирс вполне осознанно, без всякого маразма живет, который он охраняет и в котором даже действует, — давно уже, как любил говорить Антон Павлович Чехов, plusquamperfekt.

А впрочем… Он ведь закрыл театральный занавес… Может, еще поработает вахтером в каком-нибудь академическом теа­тре, где годами могут обходиться и без капитального ремонта, и без главного режиссера, и без внятной художественной идеи, но без вахтера не обходятся никогда.

Ноябрь 2024 г.

 Источник: печатная версия журнала

вся пресса

ПРЕССА

АДРЕС: Москва, ул. Станиславского, 21, стр.7
ТЕЛЕФОН КАССЫ: +7 (495) 646 74 59
Министерство Культуры
Культура.РФ
ЗНАНИЕ.ТЕАТР

Диктант Победы Диктант Победы

Наши партнеры:

Информационный партнер Business FM Информационный партнер Seasons Project Информационный партнер Вокруг ТВ
Ахмад Бейкер Хаус Раменский кондитер
Информационный партнер Капитал