• ENG
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты


КУПИТЬ БИЛЕТ 📞

Июнь

пятница
Основная сцена
19:00
2Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
суббота
Основная сцена
13:00
3Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
воскресенье
Основная сцена
19:00
4М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
7С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
8М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
9Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
суббота
Основная сцена
19:00
10ПРЕМЬЕРА
Н.Эрдман
МАНДАТкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
в рамках Между-
народного театрального фестиваля им. А.П. Чехова
11Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
среда
Малая сцена
19:00
14А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
15А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
16М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
фойе театра
14:00
17И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
17ПРЕМЬЕРА
Н. Эрдман
МАНДАТкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
18Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
20Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
21Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
четверг
Малая сцена
19:00
22А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
23В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
24С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
25ПРЕМЬЕРА
Н.Эрдман
МАНДАТкупить билет
среда
19:00
фойе театра
28И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
29Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
Закрытие 18-го сезона
30Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
ВСЯ АФИША
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты

Пресса

Монологи курортников

15.02.2005 | Коммерсант | Роман Должанский

Монологи курортников

“Мариенбад” Шолом-Алейхема в ГИТИСе

39-я аудитория Российской академии театрального искусства стала в этом сезоне одним из главных театральных адресов Москвы: здесь идут дипломные спектакли студентов курса Сергея Женовача. После его “Мальчиков” по Достоевскому здесь выпустили “Мариенбад” по Шолом-Алейхему в постановке Евгения Каменьковича. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Если бы Достоевский узнал, что соседствует в афише с Шолом-Алейхемом (настоящая фамилия – Рабинович), то вряд ли сильно обрадовался бы. Впрочем, и человека, свободного от известных предрассудков, такое сочетание имен тоже зацепит, уже чисто по эстетическим причинам. Уж больно отличные друг от друга мироощущения и слишком разные актерские умения нужны для внутренних диалогов с этими авторами. Но в том, что режиссеры Сергей Женовач и Евгений Каменькович по-разному смотрят на жизнь (и потому приносят на курс таких несхожих авторов), для их учеников заключена прямая польза – они получают возможность освоить совершенно разные способы игры.

В том, что выбор “Мариенбада” для господина Каменьковича был не случаен, можно не сомневаться. Темно-коричневый шеститомник еврейского классика в советские времена стоял на книжной полке в каждом приличном доме, даже у патентованных антисемитов. Но до последнего тома, где напечатан написанный в начале прошлого века “Мариенбад”, добирались, подобно режиссеру Каменьковичу, наверняка единицы. Сейчас-то и первый том, я подозреваю, никто даже не открывает. “Мариенбад” – роман в письмах (вам, наверное, уже не хочется в театр?), которыми обмениваются жители варшавской улочки Налевки со своими мужьями и женами, уехавшими отдыхать на знаменитый немецкий курорт, ныне известный как чешский Марианске-Лазне.

Что делали во все времена люди, не исключая провинциальных евреев, на курортах? Ездили не только и не столько подлечиться, сколько развеяться, найти женихов дочкам, сделать покупки, завести роман и т. д. Вот именно все это и описано в произведении, определенном для зрителя как “не роман, а путаница в 37 письмах, 12 любовных записках и 47 телеграммах”. Путаница и вправду получается изрядная: муж просит своего знакомого присматривать за женой, а тот сам приударяет за ней, соперничая при этом с другим земляком, у которого на Налевках осталась беременная жена; респонденты шлют друг другу упреки и подозрения, а также чужие любовные записки; потенциальный жених оказывается отцом семейства, а мировой сват – никчемным жуликом. Десяток временно разлученных еврейских супружеских пар оказываются вовлечены в смешную круговерть этих мелких происшествий.

Любое письмо является монологом. Шолом-Алейхем вообще был мастер монологического жанра (вспомним, что и знаменитый “Тевье-молочник” написан как монолог заглавного героя). А превращение череды монологов в плотное театральное действие – полезное учебное упражнение. Несложно догадаться, что адресаты и авторы в спектакле Евгения Каменьковича запросто встречаются друг с другом на сцене, их монологи превращаются в диалоги и даже массовые сцены. Упомянутые в письмах третьи персонажи немедленно “материализуются”, причем иногда в самых гротескных проявлениях, и начинают жить своей собственной сценической жизнью. Взгляды и жесты читающих и слушающих (или подслушивающих) говорят о сути дела больше, чем слова. Меньше всего на этом остроумном и все два с половиной часа непрерывного действия оживленном спектакле хочется ставить себя на место педагогов и выставлять оценки каждому из двадцати будущих актеров и режиссеров. Хотя и отмечаешь то и дело для себя, что вот эта актриса вроде больше склонна к лирической протяженности сценического чувства, а вот этот актер блестяще делает короткий комический монолог, который идет на сплошных аплодисментах – как вставной номер состоявшегося любимца публики. Но “Мариенбад” остается хорош, даже если мысленно вычесть из него то часто обманчивое приращение энергии, которое дают любому учебному спектаклю молодость, юмор и профессиональное рвение его участников.

Юмор все-таки у Шолом-Алейхема был неподражаемый. Надо бы сказать – еврейский юмор, но по отношению к “Мариенбаду” национальную окраску акцентировать не приходится. Спектакль, к счастью, сделан без всякой шаржированной характерности: никто не картавит, не семенит, не гримасничает и не размахивает руками сверх меры. Не намекает на грядущую трагическую участь народа – но тем больше думаешь именно об этом. Ведь в спектакле идет речь о людях разлученных, покинувших дом. Конечно, местечковый переполох из-за реальных (а чаще – преувеличенных) мариенбадских страстей выглядит непритязательно, по-житейски забавно. И пусть полсотни старых чемоданов, которые в начале свалены беспорядком, потом сложены в стенку-задник, а в конце опять разобраны хозяевами, не говорят ни о чем, кроме того, что евреи путешествуют со своими пожитками. А то, что в конце истории начинается уже полная неразбериха, все срываются с мест, вместо писем пишут телеграммы, путаются в серпантине белых телетайпных лент и тревожно ищут пропавших родственников, так это сделано просто ради иронической коды. Но вот почему-то никак не отделаться от мысли, что лет через десять после описанных событий весь этот мир действительно встряхнет и разметает по Европе, а через тридцать он будет просто уничтожен вместе со всеми обитателями. Хотя, повторяю, спектакль очень веселый и ничего в нем не настраивает на печальный лад. Ну разве что протяжная песня, которую на непонятном древнем языке поет в темноте одинокий женский голос

вся пресса

ПРЕССА

АДРЕС: Москва, ул. Станиславского, 21, стр.7
ТЕЛЕФОН КАССЫ: +7 (495) 646 74 59


ЗНАНИЕ.ТЕАТР

Наши партнеры:

Информационный спонсор Business FM Информационный спонсор Seasons Project Информационный спонсор Вокруг ТВ

Информационный спонсор Капитал