После спектакля “Заповедник” в СТИ хочется прийти домой и немедленно выпить (что и было сделано). Не потому что спектакль плох, и не потому что там постоянно употребляют, компанией и в одиночку, доставая бутылки прямо из протекающей на авансцене реки – Сороти, а может быть, и Леты. А потому что он воссоздает, конденсирует в воздухе ту тягостную, удушливую атмосферу советского застоя, которую Сергей Женовач и исполнитель главной роли Сергей Качанов (самый старший в труппе) хорошо помнят.
Режиссер и художник (Александр Боровский, конечно) тут дошли до максимального аскетизма. Два деревянных моста крест-накрест – как крест судьбы, от которой не уйдешь. Главный герой и не пытается. Почти все время он проводит, сидя на мостках и свесив ноги в эту самую Лету. И вспоминает. Все в прошлом, остались лишь разрозненные яркие картинки-воспоминания. Поэтому не смущает, что герой Качанова намного старше остальных, оставшихся в его памяти навсегда молодыми.
В спектакле заняты совсем юные актеры, новое поколение СТИ, и на них приятно посмотреть. Трогательные, смешные, заводные – у каждого небольшой, но яркий выход соло. И грустно, что им уготована та же участь, что их героям, тот же непроходимый и безнадежный совок. Герой Качанова и не пытается с ним бороться, и даже шутки – такие острые, смачные, афористичные у Довлатова – у него окрашены мудрой, горькой иронией, лишены скетчевой подачи.
Под занавес он читает пушкинское “Из Пиндемонти” – “Иные, лучшие, мне дороги права” – и оно звучит тут манифестом обычно аполитичного СТИ. Сергей Женовач всегда обходил стороной социальные вопросы, предпочитая беседы о вечном, о человеке. И здесь он доходчиво объясняет – почему, и предлагает свой способ внутренней эмиграции как рецепт выживания в нашем дремучем “заповеднике”.
В общем, запасайтесь спиртными напитками. Зима будет большая…
Источник: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1910162612345947&set=a.299623660066525.86984.100000566818351&type=3&theater
вся пресса