Студия современного искусства поставила спектакль по повести писателя-фронтовика Виктора Некрасова
В Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача состоялась премьера спектакля «В родном городе» по давней повести писателя-фронтовика Виктора Некрасова, получившего Сталинскую премию за знаменитое произведение «В окопах Сталинграда». Что, впрочем, не спасло его от гонений при Хрущеве и Брежневе. В 1974-м он был вынужден уехать из страны – как получилось, навсегда.
Сергей Женовач вместе с известным сценографом Александром Боровским придумали необычную художественную форму для истории в двух частях, где публика и актеры представляют единое целое в пространстве зрительного зала, а в это время рабочие на подмостках сцены строят нечто новое для разрушенного войной города. В этих условиях артистам нельзя сфальшивить, сымитировать – сидящие рядом зрители должны поверить в подлинность происходящего. Такое под силу только труппе, спаянной общими ценностями и идеями.
Задает тон спектаклю случайная встреча двух фронтовиков – направляющегося в госпиталь с прострелянной рукой капитана Николая Митясова в исполнении Дмитрия Матвеева и бывшего летчика без ноги, опирающего на самодельный костыль Сергея Ерошкина, которого играет Александр Суворов. Сергей предлагает товарищу по несчастью выпить и послать все к черту, раз уж им не повезло дойти до Берлина. Рюмка за рюмкой, и Николай сам не понимает, почему, не стесняясь, рассказывает незнакомому человеку о своей жене, променявшей его на безусого лейтенанта. Про то, как он три года ждал от нее писем, а они не приходили…
Короткое свидание Николая с женой подтверждают, что сострадание и любовь – вещи разные, но, худо-бедно, они стали жить вместе. Стерпится – слюбится? А в гости к ним то и дело наведывается тот самый летчик, и чужая жена Шура чувствует, что ее тянет к взбалмошному Сергею, который из-за конфликтов с начальством не задерживается на одном месте. Зато он способен сидеть часами и смотреть, как Шура вяжет, разливает чай. А потом, вернувшись к себе домой, не спать до утра, вспоминая каждое ее слово. Кончится все тем, что Сергей побросает в чемоданчик нехитрый скарб и отправится к Шуре, от которой ушел Николай.
У капитана в отставке Николая Митясова раненая рука зажила, но ему надоело идти домой, где его поджидала молчаливая Шура и холодные котлеты с макаронами. Не то что в гостеприимной квартире Анны Пантелеймоновны (актриса Анна Рудь), где ему всегда рады и можно выбрать книгу на полке. Ее дочь Валентина, подстриженная под мальчишку и преподающая английский язык в институте, заставляет Николая изучать языки.
В монологах Шуры (ее играет Мария Антипенко) и Вали (Полина Пушкарук) проступает мечта о счастье – и для приходящих с фронта солдат с искалеченными телами и душами, и для самих себя. Неслучайно у Вали с появлением в институте капитана Митясова начинают дрожать руки и ее тянет говорить глупости…
В антракте в вестибюле царит праздничная атмосфера в честь Победы, по радио транслируются песни военных лет. А зрительный зал между тем превращается в студенческую аудиторию. На сцене огромный портрет вождя и транспарант: «Коммунист обязан быть правдивым и честным перед партией». Народ и партия, как водится, едины, но в военном братстве произошел раскол. Кто-то делает карьеру, звеня медалями, а для кого-то честь и правда остается главным мерилом. На повестке дня собрания – недостойное поведение коммуниста Николая Митясова, ударившего декана строительного института. За что? А за то, что тот приравнял попавших в плен к фашистам к врагам народа. Николай не думает оправдываться, не чувствуя вины за собой, он готов и к самому худшему – исключению из партии. Но вот что странно: товарищи по оружию молчат. Молчат те, кто вызывал огонь на себя в бою, а тут испугались карьериста. Как же такое возможно?
Выходит, возможно, и не только в сталинскую эпоху. Вот о чем писал Некрасов. Об этом и спектакль.
Источник: https://www.trud.ru/article/27-06-2025/1721811_ne_tvoja_vina_chto_nas_razdelila_vojna.html
вся пресса