• ENG
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты


КУПИТЬ БИЛЕТ 📞

Май

ПРЕМЬЕРА
суббота
Основная сцена
19:00
13ПРЕМЬЕРА
Н.Эрдман
МАНДАТкупить билет
ПРЕМЬЕРА
воскресенье
Основная сцена
19:00
14ПРЕМЬЕРА
Н.Эрдман
МАНДАТкупить билет
ПРЕМЬЕРА
вторник
Основная сцена
19:00
16ПРЕМЬЕРА
Н.Эрдман
МАНДАТкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
17Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
18Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
19А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
суббота
Малая сцена
14:00
20А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
20В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
воскресенье
Основная сцена
13:00
21Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
23С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
24М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
четверг
Основная сцена
19:00

25ПРЕМЬЕРА
Н.Эрдман
МАНДАТкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
26Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
27М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
воскресенье
фойе театра
14:00
100-й спектакль
28И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет

Июнь

пятница
Основная сцена
19:00
2Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
суббота
Основная сцена
13:00
3Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
4М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
7С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
8М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
9Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
10ПРЕМЬЕРА
Н.Эрдман
МАНДАТкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
в рамках Между-
народного театрального фестиваля им. А.П. Чехова
11Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
среда
Малая сцена
19:00
14А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
15А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
16М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
фойе театра
14:00
17И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
17ПРЕМЬЕРА
Н. Эрдман
МАНДАТкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
18Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
20Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
21Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
четверг
Малая сцена
19:00
22А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
23В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
24С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
25ПРЕМЬЕРА
Н.Эрдман
МАНДАТкупить билет
среда
19:00
фойе театра
28И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
29Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
Закрытие 18-го сезона
30Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
ВСЯ АФИША
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты

Пресса

НЕСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ

22.05.2023|Вадим Рутковский| Coolconnections.ru

НЕСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ

В «Студии театрального искусства» Сергей Женовач поставил пьесу Николая Эрдмана «Мандат». Сатира 1925-го года звучит как только что написанная острая комедия – и так человечно, что в спектакль невозможно не влюбиться

Живость и острота «Мандата» никак не связаны с внешним осовремениванием: на сцене, как у Эрдмана, «оттепель» 1920-х, время НЭПа, сменившее лихое трёхлетие «военного коммунизма». И суть не в том, что в России исторические циклы повторяются с дурной бесконечностью; в том, что поставлен уморительно смешной и даже, что кажется чудом, по-настоящему весёлый спектакль про лишних людей – а люди в России при (и для) любой власти чаще всего лишние.

«Мамаша, мамаш!» – зовёт великовозрастный сынуля Павлуша, Павел Сергеевич Гулячкин. Вопрос на «семейный совет» выставлен наиважнейший: какой картиной из десятка холстов, сваленных в выдвижные клетки-панели, украсить стену. «Давайте «Вечер в Копенгагене» повесим», – предлагает Гулячкин: она «похудожественнее». Надежда Петровна (Ольга Калашникова) склоняется к «Верую, господи, верую»: эта «по содержанию глубже».

Эх, не чует мамаша, что не старые времена, другое содержание востребовано,

оттого у хитрого Павлуши, с одной стороны, безыдейный пейзаж, а с другой, на случай незваного гостя из лиц «руководящих» – сам Карл Маркс. И напрасно мамаша плюётся – Маркс-то для действующей власти самое высшее начальство.

Впрочем, головная боль у Надежды Петровны посерьёзнее – выдать дочку Варю (Екатерина Чечельницкая) замуж: за забавного дылду Валериана (Глеб Пускепалис), сынка коммерсанта Олимпа Валериановича Сметанича (Алексей Вертков), сохранившего свои капиталы и после революции.

Проблема в том, что потенциальной родне требуется особое приданное: партийные в роду.

«Мы – народ православный, у нас дома коммунисты не водятся», – недоумевает Павлуша, не подозревая, что ему и уготовано взять грех на душу – вступить в ряды правящей и единственной партии.

Зачин не социальной сатиры, а старого доброго водевиля, в котором Эрдман (чей «Самоубийца» в репертуаре СТИ уже восьмой год) знал толк: на его счету, помимо скетчей, интермедий и сценария «Волги-Волги», (кон)гениальная адаптация оперетты Штрауса «Летучая мышь».

Женовач и ставит водевиль с обознатушками,

в которых лапушку-кухарку Настю (Елизавета Кондакова) принимают за выжившую царскую дочку; «Мандат» – оперетта; не важно, что в спектакле почти не поют (исключение – дивертисмент Квартета п/у Ромы Шевского, нахально обращающий в комические куплеты песню, прославляющую РККА). Надежда Петровна вспоминает, как почтовый чиновник аттестовал живопись: «Картина не что иное, как крик души для наслаждения органа зрения». Павел Сергеевич возражает: «Может быть, все это так раньше и было, а только теперь картина не что иное, как орудие пропаганды». Так вот, картина, в смысле, спектакль «СТИ» – не пропаганда (вот уж отчего предельно далёк не по-нынешнему тонкий психологический театр Женовача), не крик (до него Женовач не опускался и в самых горьких, трагических работах; над властным же криком, что осваивает осмелевший Гулячкин, тут потешаются), а именно что песня души, поставленная для наслаждения всех органов чувств.

Самое неожиданное, что в этой сценической песне почти нет грусти – и это в те времена, когда восклицание Надежды Петровны «Нет такого закона, чтоб человека за слова расстреливать», вызывает в зале гомерический – и довольно нервный – смех. Женовач не паникует, не скорбит; а мог бы – и от декорации Александра Боровского до начала спектакля испытываешь беспокойство, странный неуют. Отчасти практического толка: если сидишь в правой стороне зала, не видишь часть сцены, скрытой панелями с картинами. Наверное, такое чувство и замышлялось? Водевильный кураж снимает его напрочь;

смех – лекарство против страхов, ответ на все сто семь исторических бед.

Вот хотя бы срывающий аплодисменты диалог мамаши и Павлуши: «Как теперь честному человеку на свете жить? – Лавировать!» Неприятная ситуация, но как Сергей Аброскин, великий комедийный артист, в роли Гулячкина лавирует – загляденье. Финал – как у Эрдмана – оставляет всех живыми и невредимыми: «если нас даже арестовать не хотят, то чем же нам жить, мамаша?» Но неуют вернётся, когда Сметанич сформулирует грустный итог, задаст залу неудобный вопрос: «Все – ненастоящие, и он, и они. Может, и мы – ненастоящие люди?».

Другое дело, что персонажи-то как раз настоящие;

узнавание – это понимание; это близость; и кто бы ещё, кроме дивных актёров «СТИ», сумел так чутко, так человечно сыграть оперетту – без ущерба для жанра?

Герои «Мандата», избранные Эрдманом объектами насмешек, не интеллигенция, вечно страдающая и упивающаяся собственной ненужностью прослойка; герои – мещане, бывшие и теперешние торгаши; читай, средний класс обывателей, не обременённых рефлексией. Только высмеивать его мудрый Женовач вовсе не стремится; он к героям с нежностью и пониманием. Отсюда – и энергия «Мандата», насколько хлёсткого, настолько и тёплого. На выходе подслушал разговор двух дам: «Мне кажется, сейчас пальцем можно заряжать телефон – такой накал». Хорошая метафора; поймала мирную цель атомной театральной энергии.

Источник: https://www.coolconnections.ru/ru/blog/posts/Mandat-STI

вся пресса

ПРЕССА

АДРЕС: Москва, ул. Станиславского, 21, стр.7
ТЕЛЕФОН КАССЫ: +7 (495) 646 74 59


ЗНАНИЕ.ТЕАТР

Наши партнеры:

Информационный спонсор Business FM Информационный спонсор Seasons Project Информационный спонсор Вокруг ТВ

Информационный спонсор Капитал