Прекрасный цветок, сила которого в нежности, хрупкости, бесхитростности и «нероскоши». Так можно охарактеризовать спектакль Сергея Женовача «Захудалый род», выпущенный им в «Студии театрального искусства» по роману Николая Лескова.
Семейная хроника князей Протозановых, написанная в 70-х годах 19 века, не входит в число самых известных произведений этого автора, но сам Лесков считал его одной из лучших своих работ, чрезвычайно дорогих его сердцу. Обе части романа – это история об «отходящей, самодумной Руси», которую рассказывает нам княжна Вера Дмитриевна (Марфа Назарова), неспешно повествуя о своем роде – древнем, благородном, но позже пришедшем в упадок. Однако, вопреки, а может, и благодаря тому, что княжна принадлежит как раз к тому самому «захудалому» поколению рода, она говорит обо всех своих родственниках, и прежде всего, о бабушке, княгине Варваре Никаноровне (Мария Шашлова), с огромной любовью, трепетом и гордостью.
Роман не инсценирован, авторский текст не изменен, а только сокращен, повествование ведется от третьего лица, даже когда герои говорят сами о себе, и это придает спектаклю атмосферу доброй беседы, задушевного разговора уютным вечером в старом, полном воспоминаний, откровений и тайн доме. Художник Александр Боровский создал на сцене двухэтажную конструкцию, напоминающую стену, увешанную фотографиями или портретами в овальных и прямоугольных рамах. Простота, ненавязчивость и искренность всего, что есть в этом спектакле – пожалуй, главные его качества. В этом его сила и очарование. Рассказ Веры Дмитриевны пленяет своей неспешностью, а иногда похож на молчаливый крик, который тем пронзительнее, чем неслышнее. Княгиня Варвара Никаноровна, хозяйка поместья Протозаново, собирает вокруг себя коллекцию замечательных людей, которые замечательны тем, что на первый взгляд ничем не примечательны. Она выбирает не по чинам и заслугам, а по сердцу. И она имеет на это право, потому что сама являет собой пример чуткости, чистоты и мудрости, отчасти данных ей природой, а отчасти приобретенных благодаря пережитому счастью и боли. Пылко влюбленный в нее муж князь Лев Львович (Андрей Шибаршин) погиб на войне, и она всю жизнь осталась верна ему и тому чувству, которое их связывало. Верна она и своим внутренним ценностям и сыновей своих стремится воспитывать не офицерами, не царедворцами, а «простыми, добрыми и честными людьми, людьми с познаниями, с религией и с прямою душой». Только дочь не уберегла. Как и всех девиц дворянского происхождения, княжну Анастасию (Татьяна Волкова) пришлось отдать в Институт в Петербурге, и полученное ею светское образование настолько шло в разрез с укладом жизни «строгого и чинного дома княгини», что развело дочь и мать, выставив между ними стену непонимания, а со стороны Анастасии еще и нетерпимости к матери. Так начался упадок. Картина доброй старины покрылась налетом времени, кружево пожелтело.
Спектакль «Студии театрального искусства» замечателен отсутствием страха прозвучать несовременно. Это вряд ли попытка сказать новое слово в театре. Это попытка дать зрителю то, что ему сейчас необходимо. Отдавая должное всем новомодным выкрутасам в театре и литературе, мы скучаем по таким вот тихим историям.
вся пресса