Сергей Женовач впервые в истории театра инсценировал роман Николая Лескова «Захудалый род»
В это трудно поверить, но одно из самых глубоких и сложных произведений великого писателя было забыто на Родине, и вот теперь благодаря “Студии театрального искусства” под руководством Женовача оно обрело жизнь в исполнении вчерашних выпускников режиссерского факультета РАТИ.
Женовач сделал это не для того, чтобы соригинальничать, просто он любит заглядывать в литературные кладовые и находить в них шедевры, достойные внимания зрителей.
Четыре часа длится новый спектакль. И у искушенных зрителей ни разу не возникает мысль – а не лучше ли было поставить что-нибудь легкое, без этих вечных вопросов: как смягчить сердца милосердием, умы просветить знанием? Тогда это был бы другой режиссер, а не Сергей Женовач. В первую очередь его заинтересовало то, что Лесков называл свое произведение “ноющей раной”. Герои романа пытаются соединить добродетельную жизнь старинного рода князей Протозановых с подлинно христианским бытием, но это не всем под силу. Если главная героиня Варвара Никаноровна (Мария Шашлова) решает в конце жизни раздать свои богатства и жить чем Бог послал, то молодежь вовсе не прельщает суровая аскеза ради спасения души. Следовательно, проблема нравственного выбора для героев “Захудалого рода” остается открытой…
Сергей Женовач понимает, что в наше меркантильное время Варваре Протозановой никто не станет подражать. Но его интересует эта цельная личность, способная жертвовать собой ради любви. Когда к овдовевшей княгине сватается граф Функендорф (Григорий Служитель), она не дает согласия, ибо память сердца о погибшем муже для нее важнее, чем устройство личной жизни. Казалось бы, уж как далеко горничной Ольге Федотовне (Ольга Калашникова) до своей образованной хозяйки, но и она, полюбив богослова, отказывается от семейного счастья ради его благополучия, о чем он даже не догадывается. На фоне нынешней охоты за выгодными женихами в такое поверить трудно, и все-таки душевный подвиг не оставляет зрителей равнодушными.
Таких негромких подвигов рассыпано по роману множество, и почти все они сохранены в суровом и аскетичном спектакле Женовача. Художник Александр Боровский придумал для него весьма необычную форму. Это ожившая галерея старинных портретов. Вначале артисты картинно застывают в огромных, с человеческий рост рамах, а потом выходят из них и начинают действовать, параллельно объясняя зрителям, что в это время их герои чувствуют.
Подобного рода эксперимент, совмещающий в себе перевоплощение с чтением семейной хроники в лицах, требует от артистов большого мастерства. Ну а если учесть, что это совсем юные артисты, то представьте, сколько Женовач вложил в них сил, знаний, чтобы они поняли, что забытый роман Лескова надо играть душой, с верой в христианские идеалы. И поверьте мне, это у них получается.
вся пресса