Лайфхак для зрителей новых театральных хитов
Самыми посещаемыми осенними премьерами столицы стали «Новая оптимистическая» в МХТ им. А.П. Чехова в постановке Константина Богомолова и «Лабардан-с!» Сергея Женовача в Студии театрального искусства. Обе созданы на основе классических пьес Всеволода Вишневского («Оптимистическая трагедия») и Николая Гоголя («Ревизор»). «Известия» рассказывают, как подготовиться к посещению этих спектаклей и на что обратить внимание при просмотре.
Термы и взятки
Прийти в СТИ на «Лабардан-с!» (18+) лучше минут за 40 до начала. В этом случае удастся отведать фирменного супа. Театр по традиции готовит зрителя к представлению: на столе близ буфета стоит супница. Памятуя цитату из «Ревизора» — «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа», разливают всем желающим.
Войдя в зал, обратите внимание на занавес: на белом фоне два профиля в духе старинных эпистоляриев — Пушкин и Гоголь. И надпись: «Ну что, брат Пушкин?» — «Да так, брат, так как‑то всё…» Это из завираний Хлестакова. А еще намек на то, что сюжет «Ревизора» подсказал Николаю Васильевичу Александр Сергеевич.
Но не расслабляйтесь. Как только занавес отъедет, от ожиданий увидеть честную пьесу не останется и следа. Сцена декорирована под римские термы (любил Гоголь этот город) или античную часть наших Сандунов — кому что ближе. Мраморные стены-лежанки-кабинки с инкрустацией. В центре — бассейн, и вода плещется.
Если вы купили места в первом ряду, готовьтесь мокнуть, несмотря на выданный администрацией плащевик. Брызг от разыгравшихся актеров много. А если приобрели места сбоку — не пугайтесь. Мимо вас пройдут огромные черные крысы: могут мордой ткнуться или усом задеть. Это не триллер, а визуализация рассказа Городничего об увиденном им сне: «Пришли, понюхали и ушли прочь».
Пока крысы идут, персонажи на сцене стоят и безмолвствуют. Помните немую сцену в финале оригинала? Там облапошенному начальству сообщают, что едет настоящий ревизор. А тут еще до приезда мнимого ревизора предлагают обозреть всех действующих лиц — от Анны Андреевны с Марьей Антоновной до безымянных девушек из кастинг-агенства, набранных для массовости: всего 35 актеров, включая 19 моделей. Заодно прикидывайте, что застывшая натура вам напоминает. Может, картину Федора Бронникова «Римские бани», а может, «Калигулу» Тинто Брасса.
Толпа живописная, фактурная, едва прикрытая — в бане люди, не на приеме. В центре Городничий — мускулистый красавец в простыне через плечо. Ни дать ни взять Нерон, Тит, Троян — сами выбирайте любимого римского императора. Взглядом гвоздит, аки лев рычит. Дрожащие чиновники, как послушные овечки, спускаются в бассейн.
Далее следите за бассейном: всё самое важное будет происходить в пяти квадратных метрах водного пространства и вокруг него. Городничий огорошит известием о приезде ревизора, и напуганные чиновники разом нырнут. Пьяненького Хлестакова в бассейн занесут и вынесут. Освежившись, он зарядит свои небылицы, а в воду полетят и тут же потеряют товарный вид принесенные ему банкноты. В целом складывается банно-взяточно-показушная история, актуальная и для первого Рима, и для третьего. Так что Сергей Женовач, представляя спектакль, не зря говорил о действенном на все времена внутреннем сюжете.
Имейте в виду, что спектакль надо очень внимательно смотреть. Слушать, конечно, тоже: гоголевский текст никто не отменял, и музыка звучит выдающаяся — Верди, Россини, Бизе, Гендель. Но в смотрении здесь особое удовольствие: точность жеста и мимики у актеров потрясающая. Смеешься не столько от реплик, сколько от вникания в мельчайшие поведенческие детали. А если смеешься, значит, узрел единственное честное лицо. Как Николай Васильевич говорил? «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо — был смех».
И да, название «Лабардан -с » — тоже цитата: «Я люблю поесть… Как называлась эта рыба? [Артемий Филиппович (подбегая):] Лабардан-с»
Источник: https://iz.ru/1419430/marina-ivanova/premernyi-nakaz-kak-smotret-labardan-s-i-novuiu-optimisticheskuiu
вся пресса