Шрифт: Размер: Цвет:

главная страница

Студия Театрального Искусства

художественный руководитель:

Сергей Женовач

группа в телеграм группа в ВК
  • ENG
поиск
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты


КУПИТЬ БИЛЕТ 📞

Сентябрь

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА
воскресенье
Основная сцена
19:00
7ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
вторник
Основная сцена
19:00
9ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
среда
Основная сцена
19:00
10ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
четверг
Малая сцена
19:00
11Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
пятница
Основная сцена
19:00
12ПРЕМЬЕРА
В. Некрасов В РОДНОМ ГОРОДЕ
суббота
Основная сцена
19:00
13ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
воскресенье
Основная сцена
300-й спектакль
19:00
14Н.Гоголь
ИГРОКИ
вторник
фойе театра
19:00
16И. Бродский
ШЕСТВИЕ
среда
Основная сцена
19:00
17Н. Эрдман
МАНДАТ
четверг
Основная сцена
19:00
18ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
суббота
Основная сцена
13:00
20Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДО
воскресенье
Основная сцена
19:00
21ПРЕМЬЕРА
В. Некрасов В РОДНОМ ГОРОДЕ
вторник
Малая сцена
19:00
23А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
среда
Основная сцена
19:00
24А.Чехов ТРИ СЕСТРЫ
четверг
Малая сцена
19:00
25Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
пятница
Основная сцена
19:00
26Н.Эрдман
САМОУБИЙЦА
суббота
Малая сцена
14:00
27А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
суббота
Основная сцена
19:00
27ПРЕМЬЕРА
В. Некрасов В РОДНОМ ГОРОДЕ
воскресенье
19:00
28ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
вторник
Основная сцена
19:00
30ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!

Октябрь

среда
Основная сцена
19:00
1ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
четверг
Основная сцена
19:00
2Н. Эрдман
МАНДАТ
пятница
Основная сцена
19:00
3Н.Эрдман
САМОУБИЙЦА
суббота
фойе театра
14:00
4И. Бродский
ШЕСТВИЕ
суббота
Основная сцена
19:00
4ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
воскресенье
Основная сцена
13:00
5Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДО
вторник
Малая сцена
19:00
7Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
четверг
Основная сцена
19:00
9М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТА
пятница
Основная сцена
19:00
10ПРЕМЬЕРА
В. Некрасов В РОДНОМ ГОРОДЕ
суббота
Основная сцена
19:00
11Н.Гоголь
ИГРОКИ
воскресенье
Основная сцена
19:00
12А.Чехов ТРИ СЕСТРЫ
вторник
Малая сцена
19:00
14А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
среда
фойе театра
19:00
15И. Бродский
ШЕСТВИЕ
пятница
Основная сцена
19:00
17С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИК
суббота
Основная сцена
19:00
18ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
воскресенье
Основная сцена
19:00
19М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТА
вторник
Малая сцена
19:00
21А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬ
среда
Основная сцена
19:00
22В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИ
четверг
Основная сцена
19:00
23ПРЕМЬЕРА
Г. Шпаликов
ВСЕ НАШИ ДНИ РОЖДЕНИЯ
пятница
Основная сцена
19:00
24ПРЕМЬЕРА
В. Некрасов В РОДНОМ ГОРОДЕ
суббота
Основная сцена
19:00
25ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
воскресенье
Основная сцена
19:00
26ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!
вторник
Малая сцена
19:00
28Г. Шпаликов
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
среда
Основная сцена
19:00
29М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА
четверг
Основная сцена
19:00
30ПРЕМЬЕРА
В. Некрасов В РОДНОМ ГОРОДЕ
пятница
Основная сцена
19:00
31С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИК
ВСЯ АФИША
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты

Пресса

Русская природная сказка

17.02.2009 | Известия | Марина Давыдова

Русская природная сказка



Сергей Женовач поставил в своей “Студии театрального искусства” рассказ Андрея Платонова “Река Потудань”. Его спектакль получился не антиплатоновским, каким был когда-то поставленный Львом Додиным “Чевенгур”, но и не платоновским. Этот спектакль где-то рядом с Платоновым и все же чуть поодаль.

При переводе прозы на театральный язык самое главное и сложное – перевести голос автора. Его звучание едва ли не в большей степени, чем сюжетная канва, составляет существо хорошей литературы. В случае с Платоновым это, безусловно, так. Даже в “Реке Потудань”, где язык писателя становится менее плотным, а соединение несоединимых, казалось бы, слов, менее нарочитым, специфическая интонация Платонова все равно властно определяет все смысловое поле рассказанной им истории.

Женовач голос автора приглушает. Конечно, как часто бывает в инсценировках, авторские слова становятся иногда словами персонажей. Но лишь в тех случаях, когда это необходимо для движения сюжета, для описания их (персонажей) чувств, которые писатель не удосужился превратить в прямую речь. Само же прихотливое движение платоновской мысли режиссер чуть спрямляет, чтобы поскорее добраться до счастливого финала.

У Додина персонажи были предельно – даже по сравнению с романом – деиндивидуализированы и превращены в почти нерасчленимую человеческую массу. В архаическое сообщество, не умеющее ценить индивидуальное бытие, готовое на любые жертвы ради вожделенного прорыва к “новому небу и новой земле” и совершающее в финале – когда прорыв не удался – коллективное самоубийство. “Чевенгур” (или “Ювенильное море”) в постановке Женовача я, по правде говоря, и представить себе не могу. Из всех произведений Платонова он – конечно же, неслучайно – выбрал не социальную утопию, а рассказ о любви, в котором важен не расчеловеченный социум, пытающийся в едином порыве победить природу, а скорее сама вочеловеченная природа. Но даже такого Платонова Женовач все равно предельно утеплил и одомашнил. То есть сделал то же, что делал прежде со всеми другими авторами – от Гоголя до Достоевского.

На пороге театра зрителей встречает веселый какой-то брутальной веселостью человек и запанибрата предлагает пройти к столу. Стол установлен прямо посреди фойе. Там уже сидят какие-то зрители. Закусывают. Чуть поодаль наигрывает под сурдинку гармонист. Харч небогатый – вареная картошка да черный хлеб с салом. На буфетной стойке – алюминиевые чайники и алюминиевые кружки. Когда пьешь чай из этих кружек, вдруг вспоминаешь давно забытые ощущения: губы прикасаются к нагретому чаем металлу. Это больно, но приятно.

Простая, доверительная атмосфера царит и в зале. Меж высоких, упирающихся в самый потолок досок – тут всё, даже зрительские сидения, сделано из свежего, кажется еще пахнущего древесиной дерева – появляются герои спектакля. Публика сидит в один ряд-каре, вдоль стен небольшой комнаты. И артисты играют в пугающей от нее близости. Их игра – простая и достоверная – вторит простоте еды, чашек, досок, сидений. Тут, в “Студии” Женовача, вообще любят говорить слово в простоте. Изящный минимализм тут напрочь лишен суетности – и той, что неизбежно оплетает зрителя в жизни, и привычной сценической. Ни музыки, ни мощных сценических метафор, ни экстраординарных событий, ни даже ярких каких-нибудь цветовых пятен нет в этом спектакле. Он держится на длинных паузах, на искренних интонациях артистов.

Особенно хорош Сергей Качанов в роли отца Никиты, в игре которого очень убедительно передано отрешенное, почти буддистское отношение его героя к миру и к треволнениям человеческим. Сценическая жизнь течет тут естественно и привольно, как сама река, которая – хочет она того или нет – впадает в море и тем уже хороша. Несколько раз зал и вовсе погружают в кромешную темноту, оставляя зрителей наедине с собой и словно советуя – вчувствуйтесь, задумайтесь.

И все же какие-то важные эпизоды, а заодно и смыслы этого недлинного, но великого, по-моему, рассказа тут выпущены. У Платонова главный герой молодой Никита (его эдаким обаятельным бритоголовым парубком играет Андрей Шибаршин), поняв, что может любить жену только душой, но не своим мужским естеством, уходит из дома и долгие месяцы живет в другом городе, работая помощником сторожа. Он отказывается от всех своих земных привязанностей, от самой памяти о прошлой жизни, он становится нем, а заодно и глух к желаниям своего организма. И только пройдя через ту абсолютную аскезу, он, возвратившись к жене, вдруг обретает свою мужскую силу. “Однако Никита не узнал от своей близкой любви с Любой более высшей радости, чем знал ее обыкновенно, – пишет Платонов, – он почувствовал лишь, что сердце его теперь (…) делится своей кровью с бедным, но необходимым наслаждением”. Этот образ полнокровной любви, которая, не утратив своей полнокровности, обрела какое-то иное качество, перекликается с образом самой реки, которая в рассказе вначале (когда герой еще не познал радости земного наслаждения) замерзшая, закованная льдом, а потом растаявшая. Это та же река. И другая.

У Женовача неожиданная трактовка аскезы, которая позволяет не Бога узреть, а вернуть любви ее земное измерение, оставлена в стороне. Весь эпизод со сторожем опущен, а момент возвращения к герою его мужской силы как-то проброшен. Никита просто возвращается к своей Любе (Мария Шашлова), и они, обнявшись, сидят в распахнутом настежь шкафу, подаренном им отцом. Здесь рассказывают не библейскую притчу о великой оттаявшей любви, а очень простую и почти сказочную историю о хороших людях, которые согревают друг друга душевным теплом и тем самым побеждают все трудности. Женовач тут не конгениален Платонову, но он, как всегда, верен самому себе: он отметает из литературы трудные и темные места, чтобы тем проще и отыскать красоту в простоте. Он уже который раз заставляет нас поверить, что она там есть.

вся пресса

ПРЕССА

АДРЕС: Москва, ул. Станиславского, 21, стр.7
ТЕЛЕФОН КАССЫ: +7 (495) 646 74 59
Министерство Культуры
Культура.РФ
ЗНАНИЕ.ТЕАТР

Диктант Победы Диктант Победы

Наши партнеры:

Информационный партнер Business FM Информационный партнер Seasons Project Информационный партнер Вокруг ТВ
Ахмад Бейкер Хаус Раменский кондитер
Информационный партнер Капитал