В интервью “ВМ” Сергей Васильевич рассказал о своем очередном обращении к драматургии Чехова.
– Сергей Васильевич, как вы расцениваете тот факт, что в одно время в МХТ и в СТИ премьеры спектакля “Три сестры”? Наверняка, видели работу Константина Богомолова, являясь руководителем Московского Художественного театра?
– Чем больше будет разных спектаклей на основе великих пьес Чехова, тем лучше. Спектакль Константина Богомолова выйдет чуть позже нашего, но, думаю, что его спектакль будет другим. Спектакли не должны быть одинаковыми, да и не бывают такими. Если режиссеры с интересом, азартом ставят спектакли по-своему, это вызывает исключительно радостные эмоции.
– Вчерашние выпускницы ГИТИСа, ваши ученицы, играют Ольгу, Машу, Ирину. Чем вы руководствовались в выборе актрис на главные роли? Возможно, девушки похожи на героинь Чехова?
– В любом театре найдутся свои “сестры” и другие персонажи этой пьесы. Театр – это коллектив, ансамбль, и распределение ролей зависит от режиссерского решения.
– Во-первых, Антон Павлович – очень большой писатель, и у него нет исключительно положительных и исключительно отрицательных героев. В его персонажах много всего намешано, перепутано, подчас запутано. В каждом персонаже есть и плюсы, и минусы. Современнее Чехова, Шекспира, Мольера авторов нет. Можно сегодня написать пьесу, которая не будет современной, потому что она – не талантливая. А есть произведения, написанные столетия назад, но вызывающие смех, слезы, сильные эмоции.”Современно” то, что “попадает” в человека. Лично для меня “мерило” всего – любовь и добро. А дальше возникают силы, с которыми борется человек за любовь и за добро.
– Для вас при работе над спектаклями по Чехову имеет значение тот факт, что автор был врачом?
– В произведениях Чехова чувствуется, что он – врач. Но для того, чтобы вылечить больного, необходимо поставить точный диагноз, каким бы он суровым ни был.
– Клятва Гиппократа “Не навреди” нередко распространяется на жизнь творческих людей. Вы – художественный руководитель двух театров, художественный руководитель режиссерско-актерского курса, – вы в своей деятельности думаете о спасении мира, других людей?
– Педагогика, режиссура и руководство театром, – разные роды деятельности, со своими целями и задачами. Когда режиссер ставит спектакль, он занимается созданием некой театральной реальности, и этот процесс во многом интуитивный, непредсказуемый и неуловимый. Вспоминаются слова Алисы из сказки Кэрролла. Когда у нее спрашивают: “О чем ты думаешь?”, она отвечает: “Откуда я знаю – о чем думаю? Когда скажу, тогда узнаю”. Оценить силу сценического высказывания возможно только посмотрев спектакль целиком.
– Сергей Васильевич, на вас театральная общественность и правительство возлагают большие надежды. Не давит ли груз ответственности за судьбу двух театров, которые возглавляете?
– Если об этом думать, то можно легко сойти с ума. Есть конкретные дела, которые необходимо решать, что я и делаю. Сегодня, например, я занимаюсь премьерой “Трех сестер”. Что касается Московского Художественного театра, в первую очередь, мне необходимо вникнуть и войти во внутренний театральный процесс, чем я и занимаюсь. Ответственность есть во всем, и мне к ней не привыкать. Профессия режиссера требует того, чтобы отвечать за то, что делаешь. Но при этом нужно уметь получать удовольствие от работы и дарить радость другим. Без радости, без любви театр теряет смысл. Если режиссер не получает радости от своей работы, то театром лучше не заниматься.
Источник: http://vm.ru/news/496940.html