В Студии театрального искусства спектакль Сергея Женовача по гоголевскому “Ревизору” назвали по-хулигански – “Лабардан-с” – и играют его ударным форматом сразу по три вечера подряд.
Режиссер предлагает зрителям ступить на территорию известного сюжета, чтобы разгадать загадки сюжета внутреннего. И, кажется, следуя именно этой цели, переносит гоголевских персонажей в декорации, которые не приснятся и во сне.
Что же это за лабардан-с такой? Нет, вовсе никакой не танец, а еще одно название самой обычной трески. Помните, в незабвенном “Ревизоре” Хлестаков, любезно встреченный сытным завтраком, говорит: “Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба?” А вот так и называлась. С поправкой, разумеется, на частицу “с” – для придания почтительного подобострастия.
В фойе зрителей встречает длинный стол с изящной белоснежной супницей в центре. Что там рассказывал Хлестаков? “Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе”. Так вот оно что! Тот самый! Один половник и согреет, и настроит на нужный лад.
Появление Хлестакова (Никита Исаченков) – сцена сродни полотну Ренессанса. Город торжественно вносит его – вдохновенно раскинувшегося и мертвецки пьяного – на руках. В “Лабардан-се” Хлестаков всеми силами показывает им, что он вовсе не тот, за кого себя выдает – его движения нарочито спазматичны, глаза чуть косят, речь нездорово отрывиста. Но напуганные тем, что их многочисленные грешки и грехи вот-вот раскроются, герои совсем не замечают очевидного. Специфическое поведение своего персонажа Никита Исаченков объясняет и тем, что логично выстроить Хлестакова невозможно, он – “человек, который не думает, а чувствует, его несет волна”. И только в самом конце городничий вдруг задумается: ведь ничего “ни на полмизинца” в этом вертопрахе не было похожего на ревизора…
Зрители от постоянных брызг в восторге, но вот артистам не позавидуешь: три часа находиться в воде или в мокрых простынях – задача не из самых простых. Как рассказывают актеры, сначала был даже шок от задуманного сценического пространства (именно его сложность и диктует то, что спектакль играют этаким триптихом). А первые репетиции вообще проходили без воды – она появилась позже. Но в итоге синхронизацию настроить удалось – прыжки в бассейн не мешают тексту, только добавляют эффектности и аплодисментов.
Словом, Гоголю бы понравилось – такого “Ревизора” даже его фантазия не рисовала.
Сергей Женовач, режиссер, художественный руководитель Студии театрального искусства:
– “Лабардан-с” – это фраза хулиганство. Мы забываем, что Николай Васильевич Гоголь прожил всего 42 года, и мы забываем, что “Ревизор” написан им в 24 года. Наш спектакль – фантазия, сочинение, где, как мне кажется, очень много абсурдного, смешного, драматического. Вообще Гоголь – это не натуралистический, не бытовой писатель. Его тексты, его мир – очень лихая образная структура. Воспринимать такие сочинения и работать над ними – счастье, радость и мука одновременно. Но делать сейчас просто читку пьесы по ролям в исторических костюмах уже не интересно. За сюжетом, который обычно знают все, скрывается внутренний сюжет, и от того, как его почувствуешь и разгадаешь, возникает сила театрального сочинения.
Источник: https://rg.ru/2022/11/07/i-dazhe-ne-v-mundirah.html