• ENG
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты


КУПИТЬ БИЛЕТ 📞

Февраль

среда
Малая сцена
19:00
1В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ!
четверг
фойе театра
19:00
2И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00

3Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00

4Н. Лесков
ЗАХУДАЛЫЙ РОДкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
5А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
7Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
среда
Малая сцена
19:00
8А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00

9С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00

10ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
11ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена 13:00
12Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
14В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
15А.Чехов
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИкупить билет
четверг
Малая сцена
19:00
16В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
17Ч.Диккенс
БИТВА ЖИЗНИкупить билет
суббота
Малая сцена
14:00
18А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
18М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
19М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
21ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
среда
Основная сцена
19:00
22ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
23В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
24М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
25Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
26Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
вторник
фойе театра
19:00
28И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет

Март

пятница
Основная сцена
19:00
3М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
4Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
13:00
5Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
ОТМЕНА
вторник
Малая сцена
19:00
7В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
8С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
9Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
10В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
11ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
12ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
14А.Чехов
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
15А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
четверг
Малая сцена
19:00
16А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
17М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
18М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
воскресенье
фойе театра
14:00
19И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
19В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
21А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ОТМЕНА
среда
Малая сцена
19:00
22В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
23Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
24ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
25ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
26Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
28С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
29Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
30Ч.Диккенс
БИТВА ЖИЗНИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
31Н. Лесков
ЗАХУДАЛЫЙ РОДкупить билет
ВСЯ АФИША
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты

Пресса

Смерть автора

15.03.2014 | Театрал | Татьяна Власова

Смерть автора

«Записки покойника» объединили три поколения студентов Сергея Женовача, уровняв «основоположников» и новый выпуск, который, кстати, получил премию «Золотой лист» – самую первую профессиональную награду, какую только может получить актер – в номинации «лучший ансамбль». В главной роли дебютировал Иван Янковский, 23-летний продолжатель славной актерской династии. Причем на возраст Женовач сделал не скидку, а ставку: спектакль вышел с подзаголовком «сны и кошмары начинающего литератора». Хотя автор «Записок покойника» к моменту их написания уже перешел в разряд «угасающих»: успел пережить и грандиозный успех пьесы «Дни Турбиных», и запрет «Кабалы святош», и окончательный разрыв со МХАТом, где работал помощником режиссера. До смерти Булгакову оставалось всего четыре года, впрочем, свой служебный «театральный роман» он описал с ходу, с невероятной легкостью и иронией, так что первое публичное «чтение сопровождалось оглушительным смехом».

Театральная реальность оказалась слишком далека от идеальных представлений Булгакова о театре – и в «Записках покойника» превратилась в фантасмагорию, в «энциклопедию закулисного абсурда». В спектакле Женовача она решена как алогичное пространство снов, преимущественно кошмарных, и неподконтрольных фантазий именно молодого, неопытного автора. В чужой и странный мир закулисья он попадает впервые и, как Алиса в зазеркалье, пытается понять не поддающиеся никакой логике законы театральной «тусовки». Человека непосвященного они как минимум дезориентируют, деморализуют, а то и вызывают нервные расстройства.

Состояние Максудова-Янковского, и в самом деле, иначе как бредом не назовешь: он бредит не только постановкой своей пьесы «Черный снег», но и всем Независимым (читай – Художественным) театром, с которым связал себя бессрочным договором. Подписав документ, где каждый пункт начинается со слов «автор не имеет права», он по большому счету оказался в заложниках. Труппа «оккупирует» его воспаленное сознание и тесную комнату, то есть личное пространство, которое уже к середине спектакля станет «общедоступным» и публичным, причем не только усилиями понабежавших актеров. Вместе с мыслями о самоубийстве к литератору приходят и петлюровцы из революционного Киева, и издатель журнала «Родина», и «харя» с поклоном от Достоевского, и персонажи «Белой гвардии», и убитый еврей, за которым с выстрелами гонятся по фойе перед началом спектакля. Максудову остается только мириться с необъяснимым вторжением гостей. Они, как и положено фантомам, забегают с балкона, выглядывают из ящиков письменного стола, заползают под кровать и вдруг пропадают, будто провалились в «черную дыру».

Надо сказать, что кровать в спектакле Женовача становится главным «местом дислокации» и центром притяжения героев. Максудов-Янковский часто лежит, уткнувшись лицом к стене, или беспомощно группируется, поджимая ноги, а все остальные его теснят: подступают к кровати, дружно присаживаются или даже укладываются рядом, как Иван Васильевич (читай – Станиславский), великий реформатор и автор «системы». В первом действии это позволяют себе герои будущей пьесы – Елена, Николка, Шервинский, Лариосик, то есть «свои», а во втором – «чужие»: ведущие артисты Независимого театра. Первые ведут диалоги вполголоса, не нарушая своим соседством авторского уединения, а вторые не церемонятся и держатся подчеркнуто не естественно, несмотря на то, что не один десяток лет изучают «систему». Эта оппозиция ровных интонаций и «изломанной» театральности, кстати, не единственная в спектакле, дает понять, как далеко расходится замысел автора и его реализация на сцене.

Женовач намеренно монтирует «Записки покойника» с парой диалогов из «Дней Турбиных» и повторяет их дважды. Сначала они звучат в исполнении персонажей будущей пьесы, в творческом воображении Максудова – сдержанно, аскетично, в привычной манере женовачей. А потом ровно те же сцены с участием Елены, Шервинского и Лариосика репетирует Иван Васильевич. «Кошмар начинающего литератора» – а именно так в программке обозначен герой Сергея Качанова, представителя старшего поколения СТИ – добиваясь от артистов естественности, вынуждает их все больше фальшивить, а Максудова все меньше узнавать свой «переигранный» текст. «Когда же выйдет моя пьеса?!», – повторяет он с нетерпением и маниакальной настойчивостью, а режиссер тем временем продолжает вымучивать из адептов своей «теории» нужные интонации. Зал в итоге срывается на истерический смех, притом что репетиция Ивана Васильевича далека от пародии на Станиславского. Это, скорее, повод усомниться вообще в способности театра раскрыть автора, от которого все больше отталкиваются и все дальше уходят.

Эта озорная сцена – и проба женовачей в новом, неожиданном качестве, и повод поразмышлять о верности «театральной традиции» и штампах, в том числе собственных. В театре, который не изменяет своей стилевой манере, они так или иначе дают о себе знать и подсказывают, что пора бы сделать шаг в сторону. И Женовач отступает от привычной строгости: не боясь перебрать с остротой, он щедро добавляет в спектакль эксцентрики, продиктованной самим текстом. Не отменяя бережного отношения к автору, пускается иронизировать над избыточной актерской игрой – без актерских «конвульсий», придыханий и заламываний рук в результате не обходится. «Высший пилотаж» в нажиме и позерстве демонстрирует прима Независимого театра Пряхина (Ольга Калашникова): режиссер ее жалобным крикам, как всегда, «не верит», но зато на режиссерского кота-неврастеника они действуют безотказно. В «Записках покойника» Женовач иронически переосмыслил не только «поиск сценической правды», но и собственные поиски в СТИ, в которых некоторое время назад даже поклонники театра заподозрили приближение к кризису. Премьера «Москва-Петушки» в прошлом сезоне эти подозрения опровергла, но тем не менее, Женовач снова сделал своим актерам «прививку», на этот раз большой меры театральной условности. И лукаво обыграл при этом как достоинства, так и уязвимость своей авторской «системы». Как бы нелепо ни выглядела репетиция Ивана Васильевича и его иезуитство, на зрителей этот веселый, ярко раскрашенный шарж действует на порядок сильнее, чем суховатая и тонкая, как карандашный рисунок, манера игры, традиционная для женовачей. Она не то чтобы проигрывает, но деликатно отходит в тень, по мере того как камерность писательского мира разрушается и сменяется открытой «бездной» театральной сцены.

Пространство, придуманное Александром Боровским, вначале ограничено авансценой и стеной цвета солдатской шинели, но постепенно комната с кремовыми шторами и плотная реальность – с набором бытовых примет – начинает расползаться. Отъезжает балконная дверь, за которой дрожала на ветру белая рубашка Максудова, а вместо семейных фотографий Булгакова на стенах возникают проемы, в которых сквозит пустота кулис и абсурдные метания их обитателей. Но даже у абсурда в спектакле Женовача есть логика развития. Он начинается с мыслей о самоубийстве, от которого спасает писательская фантазия: ее порождения с криками «спасите!» врываются к Максудову – и он вдруг понимает, что пишет пьесу. Абсурд разрастается по мере того, как эту пьесу утверждают и «разбирают» в Независимом театре, не оставив камня на камне от автора. И завершается попыткой самоубийства, от которого артисты, в отличие от персонажей, удерживать и не думают. «Зачем же стреляться? Давайте мы лучше все вместе заколемся кинжалом!», – говорят они и дружно корчатся в «предсмертных муках». Но для Максудова эта репетиция смерти становится последней.

вся пресса

ПРЕССА

АДРЕС: Москва, ул. Станиславского, 21, стр.7
ТЕЛЕФОН КАССЫ: +7 (495) 646 74 59


Наши партнеры:

Информационный спонсор Business FM Информационный спонсор Seasons Project Информационный спонсор Вокруг ТВ