• ENG
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты


КУПИТЬ БИЛЕТ 📞

Февраль

среда
Малая сцена
19:00
1В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ!
четверг
фойе театра
19:00
2И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00

3Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00

4Н. Лесков
ЗАХУДАЛЫЙ РОДкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
5А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
7Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
среда
Малая сцена
19:00
8А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00

9С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00

10ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
11ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена 13:00
12Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
14В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
15А.Чехов
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИкупить билет
четверг
Малая сцена
19:00
16В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
17Ч.Диккенс
БИТВА ЖИЗНИкупить билет
суббота
Малая сцена
14:00
18А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
18М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
19М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
21ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
среда
Основная сцена
19:00
22ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
23В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
24М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
25Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
26Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
вторник
фойе театра
19:00
28И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет

Март

пятница
Основная сцена
19:00
3М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
4Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
13:00
5Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
ОТМЕНА
вторник
Малая сцена
19:00
7В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
8С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
9Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
10В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
11ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
12ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
14А.Чехов
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
15А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
четверг
Малая сцена
19:00
16А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
17М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
18М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
воскресенье
фойе театра
14:00
19И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
19В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
21А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ОТМЕНА
среда
Малая сцена
19:00
22В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
23Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
24ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
25ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
26Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
28С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
29Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
30Ч.Диккенс
БИТВА ЖИЗНИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
31Н. Лесков
ЗАХУДАЛЫЙ РОДкупить билет
ВСЯ АФИША
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты

Пресса

Спиной к Европе

21.08.2006 | Ведомости | Олег Зинцов

Спиной к Европе

Русский театр опять пошел своим путем
В сезоне 2005/06 русский театр снова начал ощутимо окукливаться. Сегодня это искусство, интересное только нам, — вывозить его за границу бессмысленно. Но проблема не в качестве российского театра. Точнее, не только в нем. Перемены культурного климата редко бывают резкими, но, когда появляется знаковая вещь, начинает казаться, что дело давно к тому шло. Знаковым стал лучший спектакль сезона — “Захудалый род” по роману Лескова, первая премьера новой Студии театрального искусства, в которую превратился гитисовский курс Сергея Женовача. Постановка длинная, разговорная и нравоучительная в лучшем смысле слова — Женовач сумел отлить в очень простую театральную форму семейную хронику XIX в., ставящую вопросы об общем благе и личном спасении, гражданском и христианском долге. Эти вопросы занимали его и прежде, да и формализм Женовачу всегда был чужд, но именно в 2006 г. появился театр, целиком воспитанный в его театральной вере. И именно сейчас его сценический язык идеально совпал со временем. Содержание важнее формы. Этика важнее эстетики. Слово важнее движения. Театр, в конце концов, — кафедра, как сформулировал когда-то Гоголь. “Захудалый род” следует этим законам; актуальный европейский театр — как правило, почти противоположным. Именно содержательность и отменное качество нового спектакля Сергея Женовача, его важность здесь и сейчас — симптом того, что культурное время в России и Европе все-таки фатально не совпадает.

А ведь еще недавно, всего несколько лет назад, мерещилось, что новый европейский театр появляется и у нас, причем не только на одноименном фестивале. Что и мы начинаем осваивать современный сценический язык. Что главное теперь — учиться, учиться и учиться (благо Чеховский фестиваль и фестиваль NET, привозящие к нам спектакли звезд мировой режиссуры, регулярно дают театральной Москве такую возможность). В общем, казалось, что строить современный русский театр будут западники, а не славянофилы. Сноровистый, всюду востребованный, чуткий к моде Кирилл Серебренников — а не упрямый традиционалист Сергей Женовач.

Летом 2006-го ситуация выглядит по-другому. В вышедших осенью в МХТ “Господах Головлевых” Серебренникова, тоже инсценировке классического русского романа и хронике дворянского рода, было много занятного, но, в отличие от нового спектакля Женовача, совсем не оказалось цельности. Громким провалом обернулась майская премьера спектакля “Федра. Золотой колос” — второй московской постановки украинца Андрея Жолдака, еще одного крупного специалиста по новым формам, которые были превосходны в его предыдущей работе, сделанной на той же сцене Театра наций, — “Опыте освоения пьесы “Чайка” системой Станиславского”. Наконец, явно не задался первый сезон театра “Практика”, открытого осенью экс-директором фестиваля “Золотая маска” Эдуардом Бояковым и ориентированного исключительно на новую драму.

Проблему, наверное, стоит сформулировать в подзабытом стиле: есть ощущение, что товарищи театральные новаторы что-то недопоняли. Как нарочно, именно в 2006 г. была переиздана знаменитая книга Владимира Паперного “Культура Два” — написанная в 1970-х диссертация, в которой на примере архитектурного авангарда 1920-х и сталинского стиля 1930-1940-х строилась модель циклического развития русской культуры. Культура Один, по Паперному, — это авангард с его повышенным вниманием к форме, презрением к границам, пафосом революционного разрушения и сбрасыванием классиков с парохода современности. Приходящая ему на смену Культура Два лелеет идеи объединения, изоляции, создания иерархии и построения вертикали. Длительность цикла Культуры Один — примерно 10 лет, Культуры Два — около 30.

Русский театр, переживший авангардный взрыв в 1920-х, в дальнейшем почти никогда не попадал в скоротечную Культуру Один (исключения единичны — например, Таганка и “Современник” в 1960-х). Став репертуарным, он постепенно делался все неповоротливей и так и не успел толком расшевелиться в 1990-х — эксперименты этого времени остались маргинальными. А сейчас резкие движения, похоже, опять неуместны. И та же “Практика” — печальный пример несвоевременного, запоздавшего на несколько лет дела. Реформа бюджетной сферы, полтора года назад дошедшая до театров, вызвала там такую панику, что в итоге закончилась ничем — в этом сезоне о ней никто уже и не вспоминал. Новое поколение режиссуры, о котором было столько шума два-три года назад, на поколение как-то не потянуло. Кирилл Серебренников да Миндаугас Карбаускис — вот и весь список. Серебренников, кажется, в растерянности, свидетельством которой и стали “Головлевы”: ему жаль своей “авангардной” репутации, но заявления о том, что ставить надо только новую драму, давно отправлены в архив. Серебренников наверняка чувствует: чтобы соответствовать статусу одного из лидеров русского театра, нужно браться за классику. Чем он и занимается третий сезон, постепенно понижая градус радикализма в режиссуре: “Головлевы”, если приглядеться к ним повнимательней, отмечены вполне традиционным постановочным мышлением. Компромисс с Культурой Два Кирилл Серебренников, может быть, еще не совсем нашел, но точно найдет.

Миндаугасу Карбаускису ни на какие компромиссы идти не нужно. Он и так не любит броскость и суету, уважает традиции и, кстати, называет своим учителем прежде всего Сергея Женовача. Культура Два органична для них обоих, и это хотя бы отчасти примиряет с тем, что русский театр возвращается в ее систему координат.

вся пресса

ПРЕССА

АДРЕС: Москва, ул. Станиславского, 21, стр.7
ТЕЛЕФОН КАССЫ: +7 (495) 646 74 59


Наши партнеры:

Информационный спонсор Business FM Информационный спонсор Seasons Project Информационный спонсор Вокруг ТВ