• ENG
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты


КУПИТЬ БИЛЕТ 📞

Февраль

среда
Малая сцена
19:00
1В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ!
четверг
фойе театра
19:00
2И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00

3Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00

4Н. Лесков
ЗАХУДАЛЫЙ РОДкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
5А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
7Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
среда
Малая сцена
19:00
8А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00

9С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00

10ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
11ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена 13:00
12Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
14В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
15А.Чехов
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИкупить билет
четверг
Малая сцена
19:00
16В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
17Ч.Диккенс
БИТВА ЖИЗНИкупить билет
суббота
Малая сцена
14:00
18А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
18М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
19М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
21ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
среда
Основная сцена
19:00
22ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
23В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
24М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
25Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
26Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
вторник
фойе театра
19:00
28И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет

Март

пятница
Основная сцена
19:00
3М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
4Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
13:00
5Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
ОТМЕНА
вторник
Малая сцена
19:00
7В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
8С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
9Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
10В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
11ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
12ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
14А.Чехов
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
15А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
четверг
Малая сцена
19:00
16А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
17М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
18М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
воскресенье
фойе театра
14:00
19И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
19В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
21А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ОТМЕНА
среда
Малая сцена
19:00
22В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
23Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
24ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
25ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
26Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
28С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
29Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
30Ч.Диккенс
БИТВА ЖИЗНИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
31Н. Лесков
ЗАХУДАЛЫЙ РОДкупить билет
ВСЯ АФИША
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты

Пресса

Студия театрального искусства инсценировала роман «Мастер и Маргарита»

14.03.2017 |Анжелика Заозерская | Вечерняя Москва

Студия театрального искусства инсценировала роман «Мастер и Маргарита»

Художественный руководитель и режиссер постановки Сергей Женовач перенес спектакль с конца января на март не только потому, что доделывал все до совершенства, добиваясь легкости и свободы (трехчасовая постановка проходит как мгновение), а еще потому, что действие романа Михаила Булгакова происходит «однажды весною». А в это время не только влюбляются, но и сходят с ума.

«Шизофрения в двух частях» – так обозначен жанр на афише. Медицинский термин, введенный швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году, первым в романе употребляет Воланд. И это слово заставляет поэта Ивана Бездомного вздрогнуть. Хотя 23-летний пролетарский поэт, которого в спектакле играет 26-летний Иван Янковский, был не робкого десятка. С шестой главы романа «Шизофрения, как и было сказано», с Ивана Бездомного с завязанными простыней руками, начинается инсценировка.

Режиссер превратил сцену в сумасшедший дом, где по своей или чужой воле оказываются все герои романа, а зрительный зал – в Москву. На правой стене зала построен балкон с ажурной решеткой, с которого Маргарита (Евгения Громова) совершает свой первый полет, и аналогичный балкон – на заднем плане сцены. Балконов у Булгакова много – и в Иудее, и в России, и в библейские времена, и в наши.

На балкон прокуратора Иудеи Понтия Пилата (Дмитрий Липинский) приводят для допроса арестованного Иешуа (Александр Суворов). И белые окна, за которыми или свет, или тьма, или солнце, или луна, словно из романа перенесены на сцену СТИ. Полную, большую, ярко-желтую луну, как на детском рисунке, носят по сцене. В самом финале романа в лунную ночь чувствует себя абсолютно счастливым Иван Бездомный. В спектакле он похож на большого ребенка, который все делает искренне и с абсолютной верой.

Много детского и у Мастера (Игорь Лизенгевич). Поэт и прозаик беседуют друг с другом в дурдоме, как дети во время тихого часа в детском лагере. Мастер рассказывает о своем романе с Маргаритой бесхитростно, просто, с восторгом и робостью, как рассказывают мальчики о своей первой любви. Хотя в романе Мастер представлен как герой (глава 13 так и называется «Явление героя»), ничего героического у Мастера Женовача нет.

Режиссер использует фокус – сложных, глубоких людей показывает простыми, а простых – сложными. Так, Иван Бездомный в спектакле далеко не простой парень. Не случайно он первый собеседник Воланда (Алексей Вертков) в сумасшедшем доме. В нем все люди – в простых белых одеждах. Блистательная свита Воланда меняет пестрые наряды на халаты санитаров. Красивая ведьма Гелла (Татьяна Волкова) не до конца прикрывает наготу и даже в психушке выглядит соблазнительно. А соблазн, как известно, помогает нечистой силе в ее операциях и авантюрах с человечеством.

Сатана в исполнении замечательного артиста Алексея Верткова с виду совсем обычный человек. Внимательный зритель разглядит в нем черты и повадки служащего из ГПУ или НКВД. Воланд – безликий, худой, острый (как в романе) и холодный. В стиле талейрановской дипломатии он испытывает людей, выявляя их подноготную. Самый скучный персонаж. Да, вот такая претензия к Алексею Верткову. Воланд же спрашивает: «Есть ли какие-нибудь претензии?». Скучный вы до невозможности, господин дьявол!

Впрочем, как Воланду не быть скучным, когда в отличие от других его не ждут никакие превращения, чудеса, приключения. Он бессмертен, статичен и лишен перспективы. Воланд, как у Булгакова, выполняет роль орудия судьбы. Фраза Воланда: «Каждое ведомство должно заниматься своими делами» как главная мысль проходит через весь спектакль. Да, и зло у Булгакова – относительное. У него все относительно, кроме любви.

Женовач ставит свой спектакль, словно доказывает теорему относительности Эйнштейна, тоже ведь отчасти сумасшедшего и отчаянно влюбленного, между прочим, в Маргариту Коненкову. Да, да, в красавицу Маргариту, замужнюю женщину, какой была и булгаковская Маргарита. В героях спектакля улавливаешь черты великих людей: некое сходство Мастера с поэтом Осипом Мандельштамом. Но это не явные параллели… В некоторые моменты здоровой жизни Мастер напоминает Александра Вертинского, которого хорошо знал по Киеву Михаил Булгаков. Ассоциации могут быть разные и у каждого зрителя свои, но однозначно, что постановка Сергея Женовача направлена на пробуждение фантазии, интуиции и так называемого «шестого чувства».

Для этого режиссер создает то самое пятое измерение, о котором говорит Коровьев (Григорий Служитель). «Это когда ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов». Женовач увеличивает очень небольшое пространство СТИ – до размеров Вселенной, используя многоуровневые декорации художника Александра Боровского, стены, выходы и проходы зала. Получается чудо – что-то вроде эффекта 3D в кинематографе… Но при этом достигаемое только с помощью театральных средств и сценического языка. У Женовача – язык студии, которому свойственно общение и понимание с полуслова, негромкое, интимное и осмысленное. Все актеры – ученики Женовача, и они – единая команда, в которой никто не перетягивает одеяло на себя. Создавать новое реально-нереальное пространство на сцене в инсценировке большого романа, действие в котором происходит в разных городах, в разные эпохи, можно только из людей с одной группой крови. А вопросы крови, как говорил Воланд Маргарите, «самые сложные вопросы в мире».

В результате режиссеру удается рассказать зрителю весь роман целиком, не упуская важного, и очень простым, доступным, живым языком. Интересную историю, произошедшую на Патриарших прудах, пересказывают, разумеется, с юмором. Несмотря на то, что зритель знает, чем все закончится, каждую минуту он ожидает сюрприза.

Женовач и его команда не обманывают ожидание публики. Сюрпризов, фокусов, фортелей и очень любопытных находок, будоражащих воображение, в спектакле много. Причем они так виртуозно вплетены в единую ткань истории, что не замечаешь, где театральный трюк, а где Булгаков. Никаких изменений романа, разве только в демонстрации фокусов. Черная магия, а фокусам артистов обучал специалист по черной магии Артем Щукин, не стоит на месте, а развивается. Но смысл всех фокусов один – дать шанс человеку оторваться от материального мира и освободиться от небольшой части сбережений. Зритель, участвуя в этих сеансах магов и шарлатанов, получает порцию адреналина и веселья. Фокусы-фокусами, а сумасшедший дом на сцене, с носилками, больными, трупами – остается до конца. Возникает мысль, что жизнь – не такая уж большая трагедия, как представляется большинству, даже если в ней происходят жуткие вещи. Не трагедия хотя бы потому, что будет продолжение… В другом мире, в другой реальности, в другое время. Поэтому роман Мастера о Понтии Пилате не закончен. Все может измениться каждую секунду, и внучка королевы Франции Маргарита станет возлюбленной сумасшедшего писателя, а шут дьявола Коровьев-Фагот, оплатив свой счет за неудачный каламбур о свете и тьме, вновь превратится в темно-фиолетового рыцаря. Только Воланд остается черным. И Маргарита покинет роман вместе с Мастером в черном плаще, потому что она заключила договор с нечистой силой ради спасения любимого.

Три цвета использует Женовач в своей постановке: белый, черный и красный. Последнего немного: крест на халате санитарки, кровь на плаще Иешуа и белье Геллы (Татьяна Волкова). В сумасшедшем доме – все в белом (как в романе). Любопытно смотрится отдых после бала Маргариты и свиты Воланда в больничных палатах дома для умалишенных. Они ведут себя так же, как большинство людей после безумного праздника: жалуются на боль в голове, усталость и похмелье. Каждый в чем-то сумасшедший, и у каждого – своя шизофрения. Атеисты – сумасшедшие, фанатики – сумасшедшие, поэты – еще какие сумасшедшие, а влюбленные – так и просто безумные.

«Я знаю, что мы оба жертвы своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе», – говорит Мастер Маргарите. Только Воланд не сходит с ума и не дает надеть на себя смирительную рубашку. Поэт Бездомный своим отрицанием Бога и его самого, по словам Воланда, едва не доводит его до шизофрении.

Тема больной головы и нездорового ума лейтмотивом проходит через весь спектакль. Голова болела у всех: начиная от Ивана Бездомного и заканчивая Понтием Пилатом. Прокуратор Иудеи принимал решение о казни Иешуа с больной головой. Впрочем, где начало, а где конец этой истории – непонятно. Цепь превращений и метаморфоз, случайностей и закономерностей, трагедий и комедий ждет участников спектакля и дальше.

– Дальше. Дальше, – говорит Иван Бездомный. Он произносит свою фамилию Бездомный с такой глубиной в голосе, что звучит она как Бездонный. Поэт сдержал свое слово, данное Мастеру, не писать стихов, и выздоровел. Почти. Он стал сотрудником Института истории и философии, профессором Иваном Николаевичем Поныревым. Но «память его исколота» уколами в психбольнице и воспоминаниями о жестоком прокураторе и всаднике Пилате. Так заканчивается роман и так заканчивается спектакль.

Зрители выходят после премьеры в фойе театра и останавливаются около портрета Михаила Булгакова. А на афише спектакля «Мастер и Маргарита» только половина лица Михаила Афанасьевича. Такое раздвоение позволили себе создатели спектакля.

Постановка Сергея Женовача мистического романа Булгакова на редкость ясная. Тот, кто что-то не понимал в многосюжетном и густонаселенном романе, после этого спектакля все поймет и соединит линии воедино. Вопросов о том, что хотел сказать Булгаков в своем романе, вряд ли у кого-то останется. Кстати, слово “ясный” очень часто употребляется в романе. Особенно в главах об Иешуа. И когда все ясно, уже ничего не страшно. Ведь Булгаков завещал всем нам «ничего не бояться». Но этой ясности, простоты и легкости Сергей Женовач добивался два года репетиций.

Источник: http://www.vm.ru/news/2017/03/13/studiya-teatralnogo-iskusstva-prezentovala-mastera-i-margaritu-361284.html

 

вся пресса

ПРЕССА

АДРЕС: Москва, ул. Станиславского, 21, стр.7
ТЕЛЕФОН КАССЫ: +7 (495) 646 74 59


Наши партнеры:

Информационный спонсор Business FM Информационный спонсор Seasons Project Информационный спонсор Вокруг ТВ