Художественный руководитель и режиссер постановки Сергей Женовач перенес спектакль с конца января на март не только потому, что доделывал все до совершенства, добиваясь легкости и свободы (трехчасовая постановка проходит как мгновение), а еще потому, что действие романа Михаила Булгакова происходит «однажды весною». А в это время не только влюбляются, но и сходят с ума.
«Шизофрения в двух частях» – так обозначен жанр на афише. Медицинский термин, введенный швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году, первым в романе употребляет Воланд. И это слово заставляет поэта Ивана Бездомного вздрогнуть. Хотя 23-летний пролетарский поэт, которого в спектакле играет 26-летний Иван Янковский, был не робкого десятка. С шестой главы романа «Шизофрения, как и было сказано», с Ивана Бездомного с завязанными простыней руками, начинается инсценировка.
Режиссер превратил сцену в сумасшедший дом, где по своей или чужой воле оказываются все герои романа, а зрительный зал – в Москву. На правой стене зала построен балкон с ажурной решеткой, с которого Маргарита (Евгения Громова) совершает свой первый полет, и аналогичный балкон – на заднем плане сцены. Балконов у Булгакова много – и в Иудее, и в России, и в библейские времена, и в наши.
На балкон прокуратора Иудеи Понтия Пилата (Дмитрий Липинский) приводят для допроса арестованного Иешуа (Александр Суворов). И белые окна, за которыми или свет, или тьма, или солнце, или луна, словно из романа перенесены на сцену СТИ. Полную, большую, ярко-желтую луну, как на детском рисунке, носят по сцене. В самом финале романа в лунную ночь чувствует себя абсолютно счастливым Иван Бездомный. В спектакле он похож на большого ребенка, который все делает искренне и с абсолютной верой.
Много детского и у Мастера (Игорь Лизенгевич). Поэт и прозаик беседуют друг с другом в дурдоме, как дети во время тихого часа в детском лагере. Мастер рассказывает о своем романе с Маргаритой бесхитростно, просто, с восторгом и робостью, как рассказывают мальчики о своей первой любви. Хотя в романе Мастер представлен как герой (глава 13 так и называется «Явление героя»), ничего героического у Мастера Женовача нет.
Режиссер использует фокус – сложных, глубоких людей показывает простыми, а простых – сложными. Так, Иван Бездомный в спектакле далеко не простой парень. Не случайно он первый собеседник Воланда (Алексей Вертков) в сумасшедшем доме. В нем все люди – в простых белых одеждах. Блистательная свита Воланда меняет пестрые наряды на халаты санитаров. Красивая ведьма Гелла (Татьяна Волкова) не до конца прикрывает наготу и даже в психушке выглядит соблазнительно. А соблазн, как известно, помогает нечистой силе в ее операциях и авантюрах с человечеством.
Сатана в исполнении замечательного артиста Алексея Верткова с виду совсем обычный человек. Внимательный зритель разглядит в нем черты и повадки служащего из ГПУ или НКВД. Воланд – безликий, худой, острый (как в романе) и холодный. В стиле талейрановской дипломатии он испытывает людей, выявляя их подноготную. Самый скучный персонаж. Да, вот такая претензия к Алексею Верткову. Воланд же спрашивает: «Есть ли какие-нибудь претензии?». Скучный вы до невозможности, господин дьявол!
Впрочем, как Воланду не быть скучным, когда в отличие от других его не ждут никакие превращения, чудеса, приключения. Он бессмертен, статичен и лишен перспективы. Воланд, как у Булгакова, выполняет роль орудия судьбы. Фраза Воланда: «Каждое ведомство должно заниматься своими делами» как главная мысль проходит через весь спектакль. Да, и зло у Булгакова – относительное. У него все относительно, кроме любви.
Женовач ставит свой спектакль, словно доказывает теорему относительности Эйнштейна, тоже ведь отчасти сумасшедшего и отчаянно влюбленного, между прочим, в Маргариту Коненкову. Да, да, в красавицу Маргариту, замужнюю женщину, какой была и булгаковская Маргарита. В героях спектакля улавливаешь черты великих людей: некое сходство Мастера с поэтом Осипом Мандельштамом. Но это не явные параллели… В некоторые моменты здоровой жизни Мастер напоминает Александра Вертинского, которого хорошо знал по Киеву Михаил Булгаков. Ассоциации могут быть разные и у каждого зрителя свои, но однозначно, что постановка Сергея Женовача направлена на пробуждение фантазии, интуиции и так называемого «шестого чувства».
Для этого режиссер создает то самое пятое измерение, о котором говорит Коровьев (Григорий Служитель). «Это когда ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов». Женовач увеличивает очень небольшое пространство СТИ – до размеров Вселенной, используя многоуровневые декорации художника Александра Боровского, стены, выходы и проходы зала. Получается чудо – что-то вроде эффекта 3D в кинематографе… Но при этом достигаемое только с помощью театральных средств и сценического языка. У Женовача – язык студии, которому свойственно общение и понимание с полуслова, негромкое, интимное и осмысленное. Все актеры – ученики Женовача, и они – единая команда, в которой никто не перетягивает одеяло на себя. Создавать новое реально-нереальное пространство на сцене в инсценировке большого романа, действие в котором происходит в разных городах, в разные эпохи, можно только из людей с одной группой крови. А вопросы крови, как говорил Воланд Маргарите, «самые сложные вопросы в мире».
В результате режиссеру удается рассказать зрителю весь роман целиком, не упуская важного, и очень простым, доступным, живым языком. Интересную историю, произошедшую на Патриарших прудах, пересказывают, разумеется, с юмором. Несмотря на то, что зритель знает, чем все закончится, каждую минуту он ожидает сюрприза.
Женовач и его команда не обманывают ожидание публики. Сюрпризов, фокусов, фортелей и очень любопытных находок, будоражащих воображение, в спектакле много. Причем они так виртуозно вплетены в единую ткань истории, что не замечаешь, где театральный трюк, а где Булгаков. Никаких изменений романа, разве только в демонстрации фокусов. Черная магия, а фокусам артистов обучал специалист по черной магии Артем Щукин, не стоит на месте, а развивается. Но смысл всех фокусов один – дать шанс человеку оторваться от материального мира и освободиться от небольшой части сбережений. Зритель, участвуя в этих сеансах магов и шарлатанов, получает порцию адреналина и веселья. Фокусы-фокусами, а сумасшедший дом на сцене, с носилками, больными, трупами – остается до конца. Возникает мысль, что жизнь – не такая уж большая трагедия, как представляется большинству, даже если в ней происходят жуткие вещи. Не трагедия хотя бы потому, что будет продолжение… В другом мире, в другой реальности, в другое время. Поэтому роман Мастера о Понтии Пилате не закончен. Все может измениться каждую секунду, и внучка королевы Франции Маргарита станет возлюбленной сумасшедшего писателя, а шут дьявола Коровьев-Фагот, оплатив свой счет за неудачный каламбур о свете и тьме, вновь превратится в темно-фиолетового рыцаря. Только Воланд остается черным. И Маргарита покинет роман вместе с Мастером в черном плаще, потому что она заключила договор с нечистой силой ради спасения любимого.
Три цвета использует Женовач в своей постановке: белый, черный и красный. Последнего немного: крест на халате санитарки, кровь на плаще Иешуа и белье Геллы (Татьяна Волкова). В сумасшедшем доме – все в белом (как в романе). Любопытно смотрится отдых после бала Маргариты и свиты Воланда в больничных палатах дома для умалишенных. Они ведут себя так же, как большинство людей после безумного праздника: жалуются на боль в голове, усталость и похмелье. Каждый в чем-то сумасшедший, и у каждого – своя шизофрения. Атеисты – сумасшедшие, фанатики – сумасшедшие, поэты – еще какие сумасшедшие, а влюбленные – так и просто безумные.
«Я знаю, что мы оба жертвы своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе», – говорит Мастер Маргарите. Только Воланд не сходит с ума и не дает надеть на себя смирительную рубашку. Поэт Бездомный своим отрицанием Бога и его самого, по словам Воланда, едва не доводит его до шизофрении.
Тема больной головы и нездорового ума лейтмотивом проходит через весь спектакль. Голова болела у всех: начиная от Ивана Бездомного и заканчивая Понтием Пилатом. Прокуратор Иудеи принимал решение о казни Иешуа с больной головой. Впрочем, где начало, а где конец этой истории – непонятно. Цепь превращений и метаморфоз, случайностей и закономерностей, трагедий и комедий ждет участников спектакля и дальше.
– Дальше. Дальше, – говорит Иван Бездомный. Он произносит свою фамилию Бездомный с такой глубиной в голосе, что звучит она как Бездонный. Поэт сдержал свое слово, данное Мастеру, не писать стихов, и выздоровел. Почти. Он стал сотрудником Института истории и философии, профессором Иваном Николаевичем Поныревым. Но «память его исколота» уколами в психбольнице и воспоминаниями о жестоком прокураторе и всаднике Пилате. Так заканчивается роман и так заканчивается спектакль.
Зрители выходят после премьеры в фойе театра и останавливаются около портрета Михаила Булгакова. А на афише спектакля «Мастер и Маргарита» только половина лица Михаила Афанасьевича. Такое раздвоение позволили себе создатели спектакля.
Постановка Сергея Женовача мистического романа Булгакова на редкость ясная. Тот, кто что-то не понимал в многосюжетном и густонаселенном романе, после этого спектакля все поймет и соединит линии воедино. Вопросов о том, что хотел сказать Булгаков в своем романе, вряд ли у кого-то останется. Кстати, слово “ясный” очень часто употребляется в романе. Особенно в главах об Иешуа. И когда все ясно, уже ничего не страшно. Ведь Булгаков завещал всем нам «ничего не бояться». Но этой ясности, простоты и легкости Сергей Женовач добивался два года репетиций.
Источник: http://www.vm.ru/news/2017/03/13/studiya-teatralnogo-iskusstva-prezentovala-mastera-i-margaritu-361284.html
вся пресса