ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ СТУДИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ОТМЕЧАЕТ 65-ЛЕТИЕ
Если сейчас взглянуть на карту России, то кажется не останется города, где бы не работали его ученики. Режиссерская школа Сергея Женовача сегодня – главная гордость и главная надежда нашего театрального мира. И хочется верить, что его ученики усваивают не только уроки профессии, но и уроки жизни Мастера.
Настоящее сено, горячие, дымящиеся галушки соседствовали в этой постановке с предельной условностью фантастического полета Ведьмы и Философа, парящих над сценой. Быт был так тесно сплетен с Космосом, что иголочки не подсунешь. Словосочетание из лекций по истории театра «фантастический реализм» вдруг обрело конкретность, грубость, зримость.
Недаром на всю жизнь любимыми авторами-спутниками Женовача станут Гоголь, Достоевский, Булгаков. Ему будут равно близки и их гипнотическая реальность, и метафизические бездны, полет духа и дьявольская гримаса иномира, прячущаяся за гладкой поверхностью зеркала.
Говоря про режиссеров, легко можно перефразировать крылатое: «скажи мне, кто твой автор, и я скажу тебе, кто ты!» Постановками по Достоевскому и Булгакову начинался режиссерский путь Сергея Женовача в Краснодарском молодежном любительском театре. Постановкой по «Владимиру III степени» Гоголя начался его путь в ГИТИСе от педагога-ассистента на курсе Петра Фоменко до главы режиссерской кафедры.
За три десятка лет работы в профессии он поставит Шекспира и Мольера, Грибоедова и Тургенева, Дюканжа и Аблесимова, Островского и Чехова, Диккенса и Лескова, Эрдмана и Володина, Ерофеева и Платонова. В созданной им Студии театрального искусства даже заведут специальный книжный шкаф, который будет пополняться сочинениями авторов, чьи произведения идут на сцене СТИ. Но к трем «своим» авторам Сергей Женовач будет возвращаться снова и снова на всех поворотах профессиональной судьбы.
А повороты его ожидали крутые (вполне в духе чертовских каверз на пути персонажей его любимых авторов). Зависть и ревность выживут его из театра-студии «Человек». Вместе с ним на Малую Бронную уйдет команда его актеров. Строгая Наталья Крымова тогда обмолвится, что с постановками Женовача на Малую Бронную вернулась атмосфера театра Анатолия Эфроса, его «изогнутая проволочка чувств» – противоречия человеческой души, которые надо вскрыть на сцене. Вернулось ощущение театра – коллективного сотворчества, радостная импровизационность актерской игры в заданном квадрате режиссерского решения, гуманистическая вера в человека и его возможности, наконец, лирическая интонация режиссера-постановщика. Конфликт с директором Ильей Коганом (ранее выжившим с Малой Бронной Анатолия Эфроса, а после Женовача и еще целую вереницу режиссеров и худруков) вынудил Сергея Васильевича подать заявление об уходе.
Помня собственный опыт «изгнаний», Петр Фоменко предложил любимому ученику то же лекарство, которое когда-то ему прописал Андрей Гончаров: педагогику. В 2001 году Сергей Женовач получил свою мастерскую в ГИТИСе. И этот шаг стал определяющим в судьбе. Набранный курс станет основой авторского театра Сергея Женовача – Студии театрального искусства, которую в дальнейшем исправно будут пополнять выпускники его Мастерской. В мае 2006 года на сцене Центра им. Мейерхольда состоялась первая премьера «Студии театрального искусства» – спектакль «Захудалый род» в постановке Сергея Женовача. Складывается постановочная команда СТИ, с которой режиссер работает постоянно. Помимо Александра Боровского в нее входят композитор Григорий Гоберник и художник по свету Дамир Исмагилов (с понятной гордостью в своих интервью Сергей Женовач отмечает, что такой постановочной группы больше нет нигде). 1 марта 2008 года «Студия театрального искусства» отметила новоселье в здании на улице Станиславского. Реконструированный по плану главного художника СТИ и постоянного соавтора Женовача Александра Боровского бывший театр рабочих фабрики Станиславского превратился в одно из самых стильных художественных зданий столицы. И стал одним из мест, где собирается «Москва студенческая».
Сергея Женовача всегда интересовали герои, которые не вписываются в современный мир, существуют перпендикулярно ему: Хома Брут и князь Мышкин, матушка-княгиня из «Захудалого рода» Лескова и персонажи Диккенса, самоубийца поневоле Подсекальников и тихий алкоголик Веничка, дальний родственник булгаковского Мастера.
Гамлетовское «быть иль не быть», которое встает во весь рост перед маленьким человеком, – проходит сквозной нитью через все постановки СТИ. Им мучаются герои «Реки Потудани» и героиня «Киры Георгиевны», рассказчик в «Записках покойника» и в спектакле «Три года», Подсекальников из «Самоубийцы» Эрдмана. Гамлетовское «быть или не быть» в очередной раз стало во весь рост перед Сергеем Женовачем и его театром, когда Алексей Гордеев объявил о невозможности дальнейшего финансирования СТИ и над театром нависла угроза закрытия.
К счастью, в случае СТИ вполне оправдались слова Воланда (очень скоро его сыграет здесь на сцене Алексей Вертков): «Все будет правильно, на этом построен мир». Возможно, эта вера в «правильность построения мира» – самый сильный и победительный посыл режиссера и педагога Сергея Женовача.
СТИ стало федеральным театром, филиалом Московского Художественного театра, чьим художественным руководителем весной 2018 года был назначен Сергей Женовач. Для своей первой постановки в МХТ он выбрал пьесу Булгакова «Бег». Пьесу, которую Художественный театр начал репетировать в 1928 году и от которой отказался под нажимом Реперткома. Александр Боровский распахнул черное пространство мхатовской сцены, прорезал его узким парапетом (он же – перрон, он же – мост в постылую бесконечность). Персонажи Булгакова в МХТ даны на эпическом фоне простора и пустоты, тишины молчащих небес и монотонных повторяющихся вопросов Хлудова – Анатолия Белого, адресованных своему кошмару: «поговори со мной!» Сергей Женовач поставил перед исполнителями «Бега» задачу предельно амбициозную – «поверить» булгаковским императивом день сегодняшний. Для сегодняшнего Художественного театра нравственный императив и художественные задачи Сергея Женовача оказались слишком суровыми и неподъемными.
В начале нынешнего сезона контракт был расторгнут, СТИ вернула себе статус независимого театра, а Сергей Женовач вернулся в свой театр-дом, где приступил к репетициям гоголевского «Ревизора».
Источник: https://teatral-online.ru/news/31544/