• ENG
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты


КУПИТЬ БИЛЕТ 📞

Март

пятница
Основная сцена
19:00
3М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
4Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
13:00
5Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
ОТМЕНА
вторник
Малая сцена
19:00
7В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
7А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
среда
Основная сцена
19:00
8С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
9Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
10В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
11ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
12ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
14А.Чехов
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
15А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
четверг
Малая сцена
19:00
16А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
пятница
Основная сцена
19:00
17М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
суббота
Основная сцена
19:00
18М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
воскресенье
фойе театра
14:00
19И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
19В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
21А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ОТМЕНА
среда
Малая сцена
19:00
22В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
ОТМЕНА
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
среда
фойе театра
19:00
22И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
23Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
24ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
25ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
26Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
28С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
29Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
30Ч.Диккенс
БИТВА ЖИЗНИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
31Н. Лесков
ЗАХУДАЛЫЙ РОДкупить билет

Апрель

суббота
Основная сцена
19:00
1М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
2ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
4А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
среда
фойе театра
19:00
5И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
6Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
7С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
8ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
13:00
9Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
11В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
12Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
четверг
Малая сцена
19:00
13В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
14Н. Лесков
ЗАХУДАЛЫЙ РОДкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
15А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
16Ч.Диккенс
БИТВА ЖИЗНИкупить билет
вторник
фойе театра
19:00
100-й спектакль
18И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
19С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
20А.Чехов
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
21М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
22М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
23ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
25А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
29Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
30В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет

Май

среда
Основная сцена
19:00
17Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
18Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
19А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
суббота
Малая сцена
14:00
20А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
20В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
воскресенье
Основная сцена
13:00
21Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
23С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
24М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
26Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
27М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
воскресенье
фойе театра
14:00
28И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
ВСЯ АФИША
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты

Пресса

В коммунальной комнате лежит труп

01.10.2020 | Елена Дьякова | Новая газета

В коммунальной комнате лежит труп

Женовач и «Студия театрального искусства» открыли сезон Хармсомю

Даже два трупа, пожалуй. Второй — живой. Ответственный квартиросъемщик не без таланта. Он молод, он рвется работать, он бормочет: «Я буду писать восемнадцать часов подряд!»

Но там, где лежит непогребенный труп, работать почему-то невозможно. Серп и молот, циркуль и веник, перо и бумага — все необъяснимо валится из рук народонаселения.

В этом главный смысл «Старухи» Хармса, его итоговой повести 1939 года. И премьерного спектакля Сергея Женовача и сценографа Александра Боровского по «Старухе».

А может быть, тут итог всего нашего советского периода. Слишком страшную черту перешли в его первой трети. Потом осталось одно: врать про это, не замечать, прятать, топить в болоте.

Суетливых черных Старух, умотанных во вдовьи платки, сверкающих железными очками, топающих глухими мальчуковыми башмаками, вылетающих в облупленное коммунальное окно от неумеренного любопытства, в спектакле много, целый отряд. Нелепые, гротескные, почти гуттаперчевые, способные покорно влезть в деревянный чемодан (чего только не мог советский человек!), они могут — то вместе, то поврозь — оказаться кем угодно. Пиковой дамой или Ниловной Горького, детдомовцем или каналоармейцем, белым юнкером и красным комдивом.

Но каждая из них — черный скрюченный иероглиф главной мысли. Слишком много было в недавнем прошлом горя и греха, чтоб отряхнуться, забыть, жить по-человечески. Оттого скверно ходят трамваи и поезда, разбухли и перекосились окна и двери, литераторы бродят по комнатам в обрезанных русских сапогах на босу ногу и развязанных ушанках, сардельки способны согнать со свету, ни один примус не надежен, ни один двор не выметен дочиста… И это висит над всеми.

У Хармса Он (герой, рассказчик, несбывшийся гений) один. В премьере «Студии театрального искусства» их тоже душ восемь. Все очень похожи. Так же похожи и абсолютно одинаково одеты в летнюю холстинку ленинградских мизераблей их Дамочки. С авоськами (в каждой — кирпич черного хлеба и пол-литра) они дружно стоят в затылочек в продуктовой очереди.

Но все Дамочки готовы к романтике: познакомиться и пойти пить водку. Хотя очень видно: эти трепетные создания с авоськами когда-то готовились к другой жизни. Какой? Забыли, ей-ей…

А любить, пить водку, плодиться и размножаться тут тоже трудно: ведь в коммунальной комнате лежит Старуха. И валяется у рампы ее единственное личное имущество: часы без стрелок.

Главный для режиссера абзац повести Хармса все персонажи повторяют по очереди:

«Это будет рассказ о чудотворце, который живет в наше время и не творит чудес. Он знает, что он чудотворец и может сотворить любое чудо, но он этого не делает. Его выселяют… он покорно съезжает с квартиры и живет за городом в сарае… и в конце концов умирает, не сделав за свою жизнь ни одного чуда».

Автобиографичный, понятно, рассказ. Хармс с 1928 года даже не перепечатывал свои взрослые тексты на машинке — за полной невозможностью публикации. В архиве они остались на оборотах кладбищенских бланков и прачечных счетов, нот и блокнотов сотрудника журнала «Гигиена и здоровье рабочей и крестьянской семьи». В самом ворохе рукописей — то же смятение, та же невозможность жить в этом мире по-людски, что и в полуабсурдном тексте «Старухи».

Но никто из бодрых коммунальных мизераблей 1930-х не способен уже и на самые скромные чудеса: не жевать черную горбушку на улице, например. Не отламывать мышьи корки от хлеба. Не ставить пустую кастрюльку на примус. Не хохотать над походкой одноногого инвалида на улице.

Весь трудовой коллектив безумцев, весь Ленинград-1939 в повести Хармса состоит из таких чудотворцев, наглухо упакованных в деревянные чемоданы многолетней депрессии.

И каждый из них — когда загнан последним отчаянием в болото, в сосны пригорода (как герой «Старухи» в финале) — вдруг оказывается способен бормотать молитву.

Чем, собственно, повесть и спектакль завершаются. При единственном луче во тьме сцены.

Камерная полуторачасовая «Старуха» Сергея Женовача — новая глава в цикле его спектаклей о «ранней Стране Советов». О скрытых смыслах 1920–1930-х гг. В этом театральном гипертексте — «Белая гвардия» и недавний «Бег» во МХАТе, нежная «Река Потудань» по Андрею Платонову и блестящий «Самоубийца» Эрдмана на сцене театра «СТИ». Теперь — и черный смех Хармса.

Цикл не завершен. В декабре 2020 года на сцену МХТ им. Чехова выйдет следующая глава гипертекста Женовача: «Заговор чувств» Юрия Олеши (пьеса по мотивам романа «Зависть»)

Источник:https://novayagazeta.ru/articles/2020/10/01/87320-v-kommunalnoy-komnate-lezhit-trup

вся пресса

ПРЕССА

АДРЕС: Москва, ул. Станиславского, 21, стр.7
ТЕЛЕФОН КАССЫ: +7 (495) 646 74 59


Наши партнеры:

Информационный спонсор Business FM Информационный спонсор Seasons Project Информационный спонсор Вокруг ТВ