В XXI веке пришло время Довлатова. Его повесть «Заповедник», написанная в самые застойные советские годы (1977–1978), а законченная и напечатанная в США в 1983 г., широко пошла по стране, и более философского произведения, равного ему, среди современных сочинений найти сложно. Разве что у Ерофеева Венечки. Несмотря на избыточный советский антураж. Антураж меняется, жизнь — нет.
В «Заповеднике» много пьют, много курят и матерятся. Но немного. Вот и в фойе, сразу за гардеробом, стоит бочка, и колоритного вида особа предлагает стаканчик вина.
— Вам красное или белое?
— Белое. «Агдам». Наливать?..
Пышнотелая, в фартуке и с кипенно-белой наколкой на голове, явно разочарована моим отказом и всем своим видом показывает: «Дамочка, отойдите, не мешайте работать». Главный принцип советской торговли на месте. А чуть дальше на белой стене вовсю идут «Новости дня», и в данный момент можно увидеть, как товарищ Суслов навешивает товарищу Брежневу очередную цацку. Впрочем, третий звонок «выключает» из белого пространства и новости, и продавщицу.
По мостку идет главный герой — писатель Борис Алиханов, который приехал в Михайловское, в Пушкинский заповедник, подхалтурить, а на самом деле — «разорвать цепь драматических событий, проанализировать ощущение краха». Садится, опускает сначала ноги в несуществующую воду, затем руку, нашаривает бутылку белой, делает глоток — хо-ро-шо пошла!
Четверть часа (!!!) идет монолог, и никто его не нарушит. Писатель Сергей Качанов — один на один со зрителем: покуривает, пригубляет водочки, молчит, снова говорит… Размеренно, с философским отлетом и легким депрессивным оттенком.
К его монологу присоединится второй, Валеркин, — буйно-экспрессивный, усиленный ручным громкоговорителем, широко известным в народе как матюгальник. «Вы слушаете «Пионерскую зорьку»!!!» — орет Валерка (Даниил Обухов). Чуть позже к компании добавятся еще три типа со своими монологами и один резонер. Обращаются к зрителю, а меж собой общаются в основном через бутылку, красноречивым жестом: «Ну, наливай».
Ощущение, что на узком речном помосте разворачивается очень яркое, плотное действо — с внутренними монологами, диалогами, массовыми сценами. Первый акт — строго мужской, не омрачен женским присутствием. Мужики много и «вкусно» пьют, как пили в советское время и не пьют сейчас, когда все озабочены деньгами или делают вид, что озабочены. В разговорах — жизнь, фашисты, евреи, начальство, опять евреи, туристы, снова евреи… И Пушкин, хотя, казалось бы, а при чем тут евреи?.. Поэт присутствует незримо (поминают Гейченко, аллею Керн, репутацию бабника). И зримо: маленькая посмертная подсвеченная маска Александра Сергеевича висит на черном заднике и молчаливо внемлет довлатовскому тексту, виртуозно инсценированному. Второй акт отдан женщинам, которые, стоя на крутом мосту, общаются с писателем. Это они вводят поэта в «Заповедник»: звучат его стихи без пафоса, с долей гротеска. И три романса а капелла — Пушкин, нежно, прозрачно. Пушкин — наше все.
Антураж — визуальный и вербальный — очень советский, незнакомый поколению 2000-х, но то, что происходит на сцене, впрямую касается сегодняшней жизни. Не обличительно, не иллюстративно, а так, как бывает в истинном искусстве: неуловимо протянуты нити из советского застоя в наше непонятное сегодня. Чистота и прозрачность, ясность и эстетизм сошлись в «Заповеднике» у Женовача.
Довлатов и Пушкин — они очень подошли друг к другу. Маленький курчавый человек, сочетавший в себе гения и дьявола, великий писатель, а кончивший жизнь как герой второсортной беллетристики (по словам Фаддея Булгарина, «подстрелен, как заяц»), три с половиной часа сценического действия был среди советских людей. Как наше все. Как продукт масс-культуры, как… А Пушкин-то что? В финале из-под колосников спустилось одиннадцать посмертных масок Пушкина с хрустальной слезой у каждой. Заплакал наше все…
Последнее слово Сергей Женовач оставил за Пушкиным, стихи которого, по сути, можно расценить как манифест, выразивший позицию режиссера в напряженном, несправедливом, агрессивном мире. В том числе театральном. «Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова…»
вся пресса