В «Студии театрального искусства» Сергея Женовача обратились к «Старухе» Даниила Хармса и за полтора часа без антракта показали, как «нелогическое течение мыслей » может отравить существование, лишив человека способности творить, выдумывать, пробовать, чувствовать и любить.
В основе действа — короткая повесть Хармса, действие которой происходит в коммунальной квартире. В комнате главного героя внезапно появляется неизвестная ему старуха и умирает. Кто она? Зачем пришла, да еще имела наглость окочуриться? Все эти вопросы поддаются трактовке. Хармс в принципе прятал за словами двойные, тройные, и еще Бог знает какие смыслы. Как все обэриуты, он был склонен играть словами, масками. В его текстах смешное и трагическое, красивое и омерзительное смешиваются в специфический коктейль, от которого порой остается невероятно мерзкое послевкусие. Да и переварить это бывает довольно трудно. В «Старухе» беспросветность бытия зашкаливает и затягивает. Рок, судьба, часы без стрелок, жизнь без смысла, любовь без огня и так далее. Казалось бы, спектакль должен был получиться таким же тягостным и безрадостным. Но, нет. То ли обаяние артистов, их молодость сыграли свою роль, то ли свет, который пролил на сцену Дамир Исмагилов, то ли занятный психологический сеанс, который устроил Сергей Женовач. Мол, посмотрите, как выглядели бы все ваши страхи, мучения, сомнения, имей они реальное воплощение.
Трех основных героев повести — его, ее и старуху, которая довольно быстро становится трупом, периодически оживающим, — Женовач доверил сыграть сразу 21артисту. В спектакле заняты: Татьяна Волкова, Никита Исаченков, Ольга Калашникова, Елизавета Кондакова, Екатерина Чечельницкая, Лев Коткин, Мария Курденевич, Мария Корытова, Игорь Лизенгевич, Дмитрий Матвеев, Александр Медведев, Дарья Муреева, Андрей Назимов, Варвара Насонова, Александр Николаев, Ольга Петрушина, Сергей Пирняк, Анна Рудь, Нодар Сирадзе, Александр Суворов, Андрей Шибаршин.
Чтобы начать — нужно решиться, а значит — перешагнуть через собственный страх, чем это вам не труп старухи. Прежде чем впустить в жизнь нового человека, для начала хорошо бы похоронить прежние отношения, или, образно говоря, выкинуть мертвую старуху из спальни, сердца и ума. Наши скелеты в шкафу, убранные в самый дальний ящик подсознания, не дают нам двигаться вперед, меняться и быть счастливыми. Мы никак не можем отделаться от этих мертвых старух — собственных фобий, страхов, психологических проблем. И тут прямо, как в спектакле Женовача, вроде убедил одну уйти и оставить тебя в покое, так нет — появляется новая. Но это не значит, что не стоит пытаться найти выход. Вы же не хотите, чтобы получилось, как у Хармса?
Художник Александр Боровский создал на сцене очень занятную конструкцию, которая легко трансформируется: из абстрактного окна, куда, как в черную дыру, ныряют не менее черные старухи, она превращается сначала в комнату главного героя, затем — в магазин, а в финале и вовсе — в поезд. Она напоминает детальки пазла или конструктора Lego. Что построить из этих фрагментов — решать только главному герою. Человек сам создает мир вокруг себя. И меняет тоже сам. И стены выстраивает опять же сам. Мы же не знаем, что там за пределами комнаты, какие предлагаемые исторические обстоятельства. Перед нами лишь течение мыслей, причем, как вы помните, весьма нелогичное. Кроме того, коробка сцены — метафора черепной коробки, которую мы населяем теми или иными мыслями и установками. Если постоянно напоминать себе, что больше ничего написать не сможешь, то невозможно станет не то что повесть сочинить, предложение закончить. Мы уже не говорим о том, чтобы написать жизнь — яркую, интересную, чтобы было, о чем вспомнить.
Можно, конечно, соорудить узкий шкаф и хранить в нем труп старухи, а можно выбросить, наконец, весь этот психологический хлам и открыться навстречу чему-то новому.
Давайте попытаемся, а для наглядности — сходите в театр.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/scope/vot-svoloch-v-sti-postavili-spektakl-pro-strahi-i-prokrastinaciiu-5f8c229da70d4515e7caa2f0?fbclid=IwAR2c9C317LYCdBwBgEl6kj6dERu1gaVWVjS7AZdYebiCFAVRfn1qlWcH-wU
вся пресса