Абсурдисткая “линейка” спектаклей на фестивале “Радуга.
Международный театральный фестиваль «Радуга», который традиционно проходит в Санкт-Петербурге «на пороге» лета, очень тонко и точно срезонировал на пандемийное время. Тема «чрезвычайного положения» и несвободы человека, ставшего заложником стресс-обстоятельств, прозвучала в спектаклях хедлайнеров: Сергея Женовача, Оскараса Коршуноваса, Юрия Муравицкого. Все три постановки – с абсурдистской «начинкой», все говорят об автоматизме жизни, её зацикленности и о глубоком экзистенциальном кризисе, а точнее – экзистенциальном дне, куда опускаются их герои. Не без участия системы, проникающей в сознание и меняющей настройки на правах сисадмина.
«Старуха»: разбалансированный мир
Стартовал смотр с Хармса, освобождающего смеха и мёртвой старухи, от которой никак не избавиться, как от фантомов советского прошлого или вездесущего ковида. Сергей Женовач оставляет за зрителем право на обе версии, но делает акцент на трагической невозможности творить. Её причины не поддаются будничным объяснениям и лежат за пределами «кривой» политической истории, которая заставила лечь «лицом в пол» не одного Хармса. В ступор вводит нестабильный, разбалансированный мир. Хотя бы потому, что вынуждает мириться с тем, что еще недавно казалось невозможным. Художник Александр Боровский делает подвижность главным принципом декорации – стены коммунальной квартиры то и дело разъезжаются. Они проницаемы, ненадежны, а многочисленные створки грозят «сквозняками» пустоты, от которых писателю – заранее не по себе. Распавшееся (на семь «я») сознание упирается в тупик. Создать нетленку нет никакой возможности, потому что посреди комнаты – мёртвая старуха, всё то, что мешает жить, сумма всех упрямых и неумолимых обстоятельств. Она же – страх, который «оккупирует» воспаленное сознание, личное пространство литератора и делает зависимым от всеобщего автоматизма, от дурной повторяемости.
Источник: https://teatral-online.ru/news/29625/
вся пресса