Предновогодняя премьера в “Студии театрального искусства”. Сергей Женовач поставил “Заповедник” по мотивам повести Сергея Довлатова. Соавтором спектакля режиссер называет Александра Пушкина. Что получилось в результате, узнала Яна Мирой.
“Студия театрального искусства” много лет живет по своим особым правилам. Только одна премьера в год. Все спектакли в афише поставлены одним режиссером. Репетирует Сергей Женовач вдумчиво, долго. Работает с постоянной командой, не приглашает артистов из других театров. Практически все актеры труппы – выпускники его мастерской.
На этот раз – спектакль по Довлатову, “Заповедник”. Работу над этим текстом писатель начал в 1977-м. Еще до первого звонка Женовач погружает зрителя в атмосферу эпохи. Характерный персонаж, хроника времен застоя. А на сцене – другой мир. Альтернативная реальность. Думающие, одаренные люди, которые с официальными интонациями не совпадают. Сложная довлатовская игра – то ли тунеядцы, то ли непризнанные гении.
“Моя молодость пересекалась с тем временем, когда жил Довлатов. И я тоже прошел путь творческой молодёжной тусовки. Московской правда не Питерской. Так же, как Довлатов, жили мы в каких-то мастерских. И каждый вечер собирались, выпивали, разговаривали. Об искусстве, обо всем”, – рассказал заслуженный артист РФ Сергей Качанов.
Только в таком кругу получалось быть искренним. Пространством вне официоза для Довлатова стал Пушкинский музей в Михайловском. Для альтер-эго автора, героя повести Бориса Алиханова, заповедник – не просто место действия, заповедная зона. Образ великого поэта – важный мотив в этом спектакле. Герои вспоминают о нем буквально, в репликах – и внутренне сверяются с Пушкиным.
“Главное лицо этого заповедника, в котором Борис Алиханов существует, это, конечно, Александр Сергеевич. И в нашем театральном сочинении мы немножко повесть пересмотрели. У нас это идет поток мыслей, поток сознания. Его образы теснятся вместе и возникает поэзия Пушкина – через которую и Борис Алиханов, и другие люди проверяют себя, спорят, думают, осмысливают”, – объяснил режиссер-постановщик Сергей Женовач.
Чтобы приблизиться к пушкинской атмосфере и довлатовским впечатлениям – постановочная группа ездила в музей-заповедник. Говорят, там многое – как в 70-е. Дом, в котором жил писатель, их – шокировал.
Дом производит такое ужасное впечатление. Чудовищное. Это фактически сарай. И вот как он описан в “Заповеднике” – героиня моя спрашивает, жена – а ты уверен, что это жилая комната? Щели не заделаны. Он говорит: – Да, через эти щели ко мне заходили бездомные собаки”, – рассказала актриса Катерина Васильева.
Два моста на сцене – копия тех, что в Михайловском. В спектакле они становятся символами реальной жизни и литературы. И они не пересекаются.
Источник: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/209025
вся пресса