• ENG
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты


КУПИТЬ БИЛЕТ 📞

Март

пятница
Основная сцена
19:00
3М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
4Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
13:00
5Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
ОТМЕНА
вторник
Малая сцена
19:00
7В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
7А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
среда
Основная сцена
19:00
8С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
9Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
10В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
11ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
12ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
14А.Чехов
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
15А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
четверг
Малая сцена
19:00
16А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
пятница
Основная сцена
19:00
17М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
суббота
Основная сцена
19:00
18М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
воскресенье
фойе театра
14:00
19И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
19В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
21А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ОТМЕНА
среда
Малая сцена
19:00
22В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
ОТМЕНА
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
среда
фойе театра
19:00
22И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
23Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
24ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
25ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
26Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
28С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
29Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
30Ч.Диккенс
БИТВА ЖИЗНИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
31Н. Лесков
ЗАХУДАЛЫЙ РОДкупить билет

Апрель

суббота
Основная сцена
19:00
1М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
2ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
4А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
среда
фойе театра
19:00
5И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
6Д. Хармс
СТАРУХАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
7С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
8ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
воскресенье
Основная сцена
13:00
9Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
11В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
12Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
четверг
Малая сцена
19:00
13В. Некрасов
КИРА ГЕОРГИЕВНАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
14Н. Лесков
ЗАХУДАЛЫЙ РОДкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
15А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
16Ч.Диккенс
БИТВА ЖИЗНИкупить билет
вторник
фойе театра
19:00
100-й спектакль
18И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
19С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
20А.Чехов
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
21М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
22М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
23ПРЕМЬЕРА
Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
вторник
Малая сцена
19:00
25А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
29Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
воскресенье
Основная сцена
19:00
30В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет

Май

среда
Основная сцена
19:00
17Н.Гоголь
ЛАБАРДАН-Скупить билет
четверг
Основная сцена
19:00
18Н.Гоголь
ИГРОКИкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
19А.Чехов ТРИ СЕСТРЫкупить билет
суббота
Малая сцена
14:00
20А.Платонов
РЕКА ПОТУДАНЬкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
20В.Ерофеев
МОСКВА-ПЕТУШКИкупить билет
воскресенье
Основная сцена
13:00
21Е. Перегудов
ОДИН ДЕНЬ В МАКОНДОкупить билет
вторник
Основная сцена
19:00
23С.Довлатов,
А.Пушкин
ЗАПОВЕДНИКкупить билет
среда
Основная сцена
19:00
24М.Булгаков
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКАкупить билет
пятница
Основная сцена
19:00
26Н.Эрдман
САМОУБИЙЦАкупить билет
суббота
Основная сцена
19:00
27М.Булгаков
МАСТЕР И МАРГАРИТАкупить билет
воскресенье
фойе театра
14:00
28И. Бродский
ШЕСТВИЕкупить билет
ВСЯ АФИША
  • Новости
  • Афиша
  • Спектакли
  • Билеты
  • Сергей Женовач
  • О театре
  • Контакты

Пресса

Жизнь «ради статистики» — это не жизнь

21.06.2019|Татьяна Мамаева|«Реальное время»

Жизнь «ради статистики» — это не жизнь

«Студия театрального искусства» показала «Самоубийцу» Эрдмана

В Казани, на сцене Качаловского театра, завершились, и это без преувеличения, триумфальные гастроли «Студии театрального искусства» Сергея Женовача. Два финальных вечера были отданы спектаклю «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана, которую в нынешнюю пору логично было бы растащить на цитаты. Подробности — в материале «Реального времени»

Безумство храбрых

Николай Эрдман, автор более чем лояльных к существующему тогда строю сценариев фильмов «Веселые ребята» и «Волга-Волга», написал «Самоубийцу» в 1928 году. Оба фильма Григория Александрова были не просто лояльны — они показывали тот идеальный строй, ту красивую сказку, которой, конечно, не было в действительности, но которая должна была убедить мир в том, как счастливо и беспроблемно живут люди в «Стране Советов».

И вот певец этого карамельного, приторного счастья за несколько лет до того, как напишет сценарий «Веселых ребят», пишет «Самоубийцу». «Черную» комедию, злую, острую, злободневную и по сию пору. Написанию «Самоубийцы» предшествовала другая пьеса — «Мандат», она была создана в 1925 году, поставлена Всеволодом Мейерхольдом и шла во многих других театрах страны и даже, что вообще фантастично в то время, в Берлине.

«Самоубийцу» ждала иная участь — пьесу взяли в работу и Мейерхольд, и Станиславский, но Главрепетком (была такая организация, занимающаяся репертуаром советских театров) запретил ее к постановке. «Самоубийцу» впервые поставил Валентин Плучек только в 1982 году в Театре сатиры, но спектакль не получил должного резонанса. Но уже лет через десять «Самоубийца» шел во многих театрах страны. Запрет «Самоубийцы» был ясен — пьеса Эрдмана, конечно же, безжалостная сатира, удивительно, что она злободневна и сегодня.

Что касается Эрдмана, то написать и «Мандат», и «Самоубийцу» — это было большой храбростью, граничащей с безбашенностью. Конечно, конец двадцатых годов — это не конец тридцатых, но все же. Лагерь на Соловках уже вовсю принимал партии «сидельцев». Впрочем, уже в 1933 году, в разгар съемок «Веселых ребят», Николай Эрдман изведал все прелести репрессий. Был и арест, и ссылка, и запрет жить в больших городах.

Когда же наступили иные времена, Эрдман вернулся в столицу и больше «черных» комедий он не писал. Возможно, мало кто знает, но он стал сценаристом культовых сейчас фильмов «Морозко» и «Огонь, вода и медные трубы», и многих других, таких же веселых и беспроблемных.

Двери хлопают

«Самоубийцу» в «Студии театрального искусства» Сергей Женовач поставил в 2015 году. Спектакль был номинирован на «Золотую маску», Женовач и сценограф спектакля Александр Боровский стали лауреатами премии «Хрустальная Турандот» за лучшую режиссуру и лучшую сценографию, а исполнитель главной роли —Подсекальникова — Вячеслав Евлантьев получил международную премию им. К. Станиславского в номинации «Перспектива».

Спектакль, как это часто бывает в «Студии современного искусства», начинается задолго до третьего звонка. В атриуме Качаловского театра публику поили чаем, угощали хлебом с маслом, традиционными зелеными яблоками и … ливерной колбасой. Последнее — ключевое слово. Из-за ливерной колбасы Семен Подсекальников и решит застрелиться.

Сценическое пространство Александр Боровский ограничил авансценой. Узкая плоска завершается своего рода «иконостасом» — конструкцией, состоящей из двадцати четырех дверей — по двенадцати в каждом ряду. Двери настоящие, собирались сценографом в разных местах. Обшарпанные, с облезлой краской, с разномастными ручками. От иногда шикарных до самых простецких. Ну просто зримый образ страны, однозначно читаемая метафора. Любопытно, что его отец, Давид Боровский, в свое время работал с Юрием Любимовым в театре на Таганке над постановкой этой пьесы.

Двери открываются и закрываются, хлопают, за ними протекает жизнь персонажей, через них слышится сакраментальное — звук сливаемой воды в бачке в уборной коммунальной квартиры. Вот тут сразу и становятся приземленными все высокодуховные речи персонажей.

Маленький, но все же человек

Трактовка Сергеем Женовачом комедии Эрдмана неким образом восходит и к Гоголю, и к Чехову и даже, как это ни удивительно, к Достоевскому. Помните в «Бесах» эпизод, когда Верховенский, узнав о самоубийстве террориста Кириллова, решает использовать этот факт в интересах своей борьбы?

Вот так же и предполагаемое самоубийство Подсекальникова пытаются использовать в целях «интересности» любвеобильные дамочки, торговец, экзальтированный писатель, странного вида батюшка, похоже, находящийся «в запрете» и, главное, «представитель интеллигенции». Вот уж, пожалуй, самый узнаваемый и современный ныне образ, так напоминающий многих лидеров нашей «либеральной общественности», его выпукло создал Григорий Служитель. Как же все они цинично обсуждают будущее самоубийство Семена Семеновича!

Подсекальников (Вячеслав Евлантьев), впавший в депрессию от безденежья, безработицы и лимита на ливерную колбасу, который, по его мнению, устанавливают жена (Мария Корытова) и теща (Анастасия Имамова) решает застрелиться. Дело усугубляется тем, что ему нужно бы купить рояль, чтобы научиться играть гаммы, но денег, понятно, нет. 

Решает застрелиться он как-то так, не всерьез, похоже, что это больше болтовня. Впрочем, на этом плохо сформированном желании делает бизнес его предприимчивый сосед Калабушкин (Алексей Вертков), который начинает брать деньги с желающих, обещая, что в прощальной записке Подсекальников укажет причиной самоубийства то, что им хочется. Вот на этой коллизии и строится спектакль.

Феноменально органичный Евлантьев в течение всего действия практически забирает внимание на себя, впрочем, не в ущерб другим персонажам, потому что в «Самоубийце», как и во всех спектаклях, привезенных в Казань «Студией театрального искусства», — просто соцветие сочных, ярких образов. Даже если это роль эпизодическая, например, старушка (Екатерина Кондакова) или глухонемой (Глеб Пускепалис), у последнего, как вы понимаете, нет и не может быть ни одной реплики.

Сергей Женовач каким-то фантастическим образом сумел в «Самоубийце» сочетать трудно соединимые вещи — едкую сатиру, «черную» комедию с острейшими, злободневнейшими репликами, которые публика, конечно, же растащит на цитаты и пронзительную историю «маленького человека», который не хочет жить «ради статистики», он хочет просто жить, работать, приходить в свою маленькую, пусть и мещанскую, коммуналку с очередями в уборную, с запахами борща с общей кухни, выслушивать восторженные речи жены, ссориться с тещей, но быть живым. Имеет право.

Пробуждение в финале нетрезвого Подсекальникова — это бунт этого «маленького человека» против ложной системы ценностей, мнимых высоких идей. И этот бунт — это его победа. Он достигает ее только потому, что очень хочет жить.

Но в это время где-то в фойе раздается выстрел. Неведомый нам «герой», который полагал, что Подсекальников все же застрелился, следует, как ему кажется, его примеру, оставив соответствующую записку. Человека можно при желании убедить в том, что противно его природе. А выбрать не жизнь, а добровольный уход из нее — это как раз против нашей природы. Но при хорошо поставленной манипуляции это достижимо. Не знаю, как это именовалось во времена Эрдмана, но сейчас это называется политтехнологиями, и мы сталкиваемся с этим ежедневно. И об этом тоже спектакль Сергея Женовача.

А когда публика выходит из зала и проходит к выходу через атриум, то за длинным столом, покрытым белой скатертью, за которым перед спектаклем пили чай с бутербродами с ливерной колбасой, сидит, уронив голову, тот самый самоубийца-подражатель. Возле него лежит пистолет и стоит начатая бутылка водки и стакан — выпил, похоже, для храбрости.

Не пугайтесь, это всего лишь мастерски выполненная кукла. Но кто знает, куда нас заведут манипуляции нашим сознанием.

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/142893-manipulyacii-malenkim-chelovekom

 

вся пресса

ПРЕССА

АДРЕС: Москва, ул. Станиславского, 21, стр.7
ТЕЛЕФОН КАССЫ: +7 (495) 646 74 59


Наши партнеры:

Информационный спонсор Business FM Информационный спонсор Seasons Project Информационный спонсор Вокруг ТВ